Воспоминания о Габдулле-хазрате

Касим-бабай хранит память о многих имамах, работавших когда-то в Ижевске. Он был свидетелем того, как развивалась религия в нашем городе, какие были трудности и как мусульмане с ними справлялись. Многое он может рассказать и о скончавшемся Габдулле-хазрате. Сейчас Касим-бабаю 84 года.

– Как давно вы познакомились с Габдуллой-хазратом?

– Впервые я приехал в Ижевск в 1950 году. Мне тогда было 25 лет. Именно здесь, в Ижевске, мы познакомились с Габдуллой-хазратом.

Для той эпохи его биография была обычной: родился в деревне, пошел в армию, а после демобилизации переехал в город и стал работать на ижевском заводе.

Габдулла-хазрат был моложе меня на 4 года. А познакомились мы с ним, естественно, в мечети. Тогда мы приходили на пятничные намазы, и кроме нас в мечети не было молодых людей, одни старики… Наверное, времена были такими. Ну и поскольку нас было всего двое, мы, конечно же, стали дружить и общаться.

– Откуда у Габдуллы-хазрата были знания об Исламе в то время? Учился ли он в медресе?

– Действительно, в те времена он уже многое знал о религии. По его словам, многому об Исламе он научился от своих родителей. Его мама имела религиозные знания и передала их своим детям. Габдулла-хазрат умел читать и писать на старотатарском языке (с арабской графикой), поэтому в отличие от многих своих ровесников он имел возможность читать старые книги и так познавать Ислам.

Когда он начал работать в Ижевске, старики, прихожане мечети, предлагали Габдулле-хазрату поехать учиться в Бухару. Тогда там было самое известное медресе в Советском Союзе. Но поехать не получилось. Ему не дали «добро» потому что при проверке его биографии выяснилось, что кто-то из его родственников во время войны оказался в плену у немцев. И этого факта оказалось достаточно для того, чтобы отказать человеку…

– Получается, что Габдулла-хазрат с детства был в Исламе и всю жизнь соблюдал предписания религии?

– Да, насколько я его знаю, он всегда придерживался религии. Он никогда не оставлял намазы, читал их и в армии, и во время работы. Как бы сложно ни было тогда, какие бы времена ни были, намаз был важнее всего для него. И хоть сейчас и говорят, что тогда невозможно было соблюдать религию, но на самом деле, кто хотел, тот соблюдал Ислам всегда и не жаловался на тяжелые времена.

– Как Габдулла-хазрат стал имамом в Ижевске?

– В 80-е годы Ижевскую мечеть возглавлял известный Вафа-хазрат. Его временно пригласили было работать в Ижевск, а сам он был из Казани. Но в 1986 году его снова позвали в Казань, и он решил поехать туда, оставив Ижевск. После его отъезда началось время, когда сменилось несколько имамов, а постоянного никак найти не могли. Иногда вообще не было имама, и старики вставали возглавлять намаз, произносить азан, организовывать различные мероприятия.

Конечно, такое положение никого не устраивало, народ возмущался. И вот, по-моему это было в 1989 году, в мечети собралась «двадцатка» — основной костяк прихожан. Среди них были старшие мусульмане, хазраты, муадзины… И тогда они практически единогласно решили, что ижевским имамом должен стать Габдулла-хазрат, или как его тогда мы называли – «мечетевский Габдулла». А он тогда еще продолжал свою основную работу, и до пенсии ему оставалось где-то полгода. По этой причине или еще по каким-то, но сам Габдулла долго отказывался становиться имамом. И только когда прихожане мечети составили коллективное письмо на имя его начальства, где просили досрочно отпустить Габдуллу-хазрата на пенсию, чтобы он мог работать имамом в нашей мечети, согласился. Ну, «добро» дали…

После этого он стал проводить намазы в мечети. Помню, когда он только приступил к работе имамом, пятничные проповеди он готовил не один, а со своей женой – Мархаба-абыстай. Она тоже знала религию, вот и помогала находить материал для проповедей, а по пятницам Габдулла-хазрат выступал с этим в мечети.

– Вы сказали, что его называли «мечетевским Габдуллой». Почему такое название?

– Среди прихожан мечети тогда было несколько человек с именем Габдулла. И чтобы отличать их друг от друга, одного из них мы называли Габдулла-плотник, другого – Габдулла-столяр, кого-то по фамилии, а его называли «мечетевским». А причина здесь в том, что Габдулла-хазрат всегда старался заботиться о нашей мечети: и дровами обеспечивал, и за углем ездил, и если свет где-то погасал, он шел чинить электропроводку… Он многое делал, потому и назвали его так.

– Позднее его избрали муфтием?

– В 1991 году Габдуллу-хазрата назначили муфтием. Причем не только Удмуртии, но еще и муфтием Пермской и Кировской областей. Раньше ведь вообще только один муфтий был, одно духовное управление на всю страну. Но в начале 90-х годов ситуация стала меняться, и тогда решили, что для религии будет лучше, если в республиках будут свои муфтии, а они будут отвечать перед верховным муфтием. Так и получилось, что Габдуллу-хазрата сперва назначили муфтием для трех регионов, а когда в Пермской и Кировской областях появились имамы, достойные руководить мусульманами своего региона, Габдулла-хазрат стал муфтием только Удмуртии. Поэтому мы его и называем первым муфтием Удмуртской Республики.

– Как отнеслись прихожане мечети к новому имаму и муфтию?

– Когда Габдулла-хазрат стал имамом в Ижевске, сразу стало заметно, что религиозные дела в городе стали продвигаться вперед. Да и людям он понравился. Неслучайно же, что до него три года подряд (с 1986 по 1989) в Ижевске постоянно менялись имамы, а он как начал работать, так и продолжал до своей смерти. Только когда постарел, попросил освободить его от должности муфтия, и тогда, в 2008 году, муфтием стал его сын Фаиз-хазрат. Но имамом мечети он не переставал быть. Руководил намазами, проводил уроки для стариков, ходил на различные мероприятия… Так что он был нашим имамом двадцать лет!

А вы посмотрите, как много людей собралось на его похороны! Многие приехали издалека для того, чтобы проводить его. Отсюда же понятно, как его любили и уважали мусульмане Ижевска, других городов.

На мой взгляд, Габдулла-хазрат был достойным мусульманином всю свою жизнь, и пусть Всевышний Аллах сполна наградит его за это.

Читайте также: