Из истории Ислама в Удмуртии

26 ноября в Правительстве Удмуртской Республики состоялся семинар об Исламе в современной Удмуртии. Но речь шла не только о настоящем, но и прошлом мусульман республики. Так, Ильмир-хазрат Касимов, имам-хатыб Соборной мечети д.Кестым Балезинского района, рассказал об основных исторических событиях в развитии Ислама в Удмуртской Республике. Он много лет занимается историей родного края, сохранением и возрождением мусульманских традиций. В этой статье – выдержки из его доклада.

Первые следы мусульман

На территории Удмуртии мусульмане жили еще во время Золотой Орды. Булгары здесь собирали пушнину, вели торговлю с местными финно-уграми.

Археологическим свидетельством проникновения булгар, а вместе с ними и Ислама,  на территорию  современной Удмуртии является мусульманский  могильник, обнаруженный археологами  в Глазовском районе у городища Иднакар, датируемый XII–XIII вв. Булгарским признан и могильный камень 1323 г., написанный на арабской графике. Он был обнаружен в д. Гордино Балезинского района, в настоящее время хранится в Государственном музее УР. Следует отметить, что эта эпитафия является самым ранним письменным источником не только по истории ислама в республике, но так же и самым древним письменным источником, найденным в Удмуртии.

Первые постоянные татарские поселения появились в 17 веке на севере Удмуртии в современных Балезинском, Юкаменском и Глазовском районах.  Их основали каринские татары – выходцы их д. Карино (совр. Кировская область, Слободской  район). Чуть позже были основаны татарские деревни на юге Удмуртии — в совр. Алнашском, Можгинском, Киясовском р-нах. Их основали выходцы с территории бывшего Казанского ханства. Однако не исключено, что татары на этих землях жили еще со времен Казанского ханства.

Таким образом, на территории совр. Удмуртии сложились два центра компактного проживания татар, которые стали основными носителями исламской культуры.

 

Старейшие мечети республики

Исповедование религии  невозможно без существования таких понятий как  храм, община и руководитель религиозной общины. Поэтому мы с уверенностью можем сказать, что ещё задолго до официального признания ислама в России императрицей Екатериной Второй в татарских деревнях уже существовали мусульманские общины, мечети и их настоятели. Хотя и не разрешалось открытие мечетей, но они существовали в виде молельных домов.

Первое письменное упоминание о существовании мечетей  на территории нашей республики относится  к 1743 году – в своем письме в Священный Синод Вятский епископ Варлаам перечисляет существующие в Вятской губернии мечети, в том числе и в деревнях Кестым и Починошная, которые существуют с давних лет. На основании этого мы можем считать мечети этих деревень самыми ранними в Удмуртии. В 1785 году открылась мечеть в д. Татарский Тоймобаш (совр. Алнашский район). В 1865 году мечеть была заново построена. Она сохранилась до наших дней, и является сомой старинной из сохранившихся мечетей в республике.

До образования Оренбургского магометанского духовного собрания в татарских деревнях официальных имамов не было. Религиозные обряды исполнял один из знатоков Ислама – абыз (от слова хафиз – хранитель религии).   В своих дневниковых записях немецкий  ученый  Д. Г. Мессершмидт, посетивший в 1726 году во время своего путешествия  д. Глазовка,  пишет:  «Каринский татарин сообщил мне …., что они  придерживаются мухаммеданской религии и имеют недалеко отсюда своего Абыза или священника».  К сожалению, Мессершмидт не придал значения местожительству абыза. Учитывая тот факт, что для каринских татар, проживающих в Глазове, на протяжении нескольких столетий религиозным центром являлся Кестым (бракосочетание, наречение имени новорожденному, похороны они традиционно проводили в Кестыме), мы можем предполагать, что упомянутый абыз жил в Кестыме и являлся главой мусульманской общины.

 

После официального признания Ислама в России

С образованием Оренбургского магометанского духовного собрания начинается официальная история ислама в Удмуртии. Существующие мечети были признаны государством. Узаконен был и статус руководителей мусульманских общин. Теперь их стали называть имамами, муллами.

Мечети вплоть до 1917 года делились на две категории – соборные и пятивременные. Соборными могли быть те мечети, в приход которых входило как минимум 200 душ мужского пола. А пятивременными назывались молельные дома мелких деревень, которые документально были включены в приходы соборных мечетей. Это означало, что проведение пятничных и праздничных намазов, венчаний, имянаречений и отпеваний усопших по мусульманским канонам была исключительной обязанностью имамов соборных мечетей.

Архитектурно пятивременные мечети от соборных могли и не отличаться. Исключением были лишь те, которые не имели минарета. Например, таковой оставалась на всем протяжении своего существования мечеть в д. Малые Парзи Глазовского уезда. Однако большинство молельных домов строилась с традиционным минаретом. Она была не только местом, с которого на протяжении тысячелетней истории ислама призывали на намаз сельчан, но главным атрибутом мусульманских деревень и городов России.

Для  строительства соборных мечетей требовалось разрешение ОМДС и Вятского губернского правления. Следовало письменно доказать наличие двух фактов: количество прихожан мужского пола не менее 200 душ, и их согласие взять на себя все расходы по строительству мечети, её содержанию и материальному обеспечению имама.  Количественный ценз лишал маленькие деревушки права иметь собственную соборную мечеть. Однако это было объективным явлением – малочисленные приходы не имели возможности материально содержать мечеть и имама. Поэтому вплоть до конца XIX века многие мечети на территории совр. Удмуртии имели статус пятивременных.

Строительство мечетей велось строго по проекту, утвержденному Строительным отделением Вятского губернского правления. Контролировали процесс строительства местные губернские власти. Были попытки государственных властей унифицировать строительство мусульманских храмов. Правительственным указом от 31 мая 1829 года был утвержден образцовый проект для строительства мечетей. Однако этот вариант мечети среди татар не прижился, так как не был традиционным и был технически сложным для строительства – имел восьмиугольную форму вместо традиционной прямоугольной. На территории Удмуртии по образцовому проекту был построены лишь две мечети – Первая соборная мечеть Ижевска (открыта в 1846 году, не сохранилась) и Первая соборная мечеть в д. Кестым Глазовского уезда (открыта в 1905 году). Остальные мечети были прямоугольной формы с минаретом в центре крыши. Исключением были Соборная мечеть Воткинского завода (открылась в 1901 году) и Вторая соборная мечеть Ижевска (открылась в 1916 году). У них минарет расположен над входом.

Как видно из перечисленного, традиционные мечети строились в деревнях, а строительство по индивидуальным проектам могли себе позволить лишь горожане и жители больших деревень. Это было продиктовано материальными затратами. Традиционно татарская мечеть от жилого дома отличалась лишь наличием минарета. Для её строительства особых специалистов не требовалось. Приглашали специалистов лишь для строительства минарета. А вот в казенных заводах, таких как  Ижевские железоделательный и оружейные, Воткинский завод, мечети строились за счет казны.

 

Продолжение следует…

 

Использованные источники и литература:

  1. Религиозные объединения Удмуртии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. // http://gasur.ru/activity/publications/pub_arh/2005/cga0502.php.
  2. Государственно-конфессиональная политика в Удмуртии в конце 1950-х — середине 1960-х гг. По документам государственных архивов Удмуртской Республики. // Российский историко-архивоведческий журнал «ВЕСТНИК АРХИВИСТА.RU» 23 Июля 2009 http://vestarchive.ru/arhivovedenie/800-i—950-960—.html
  3. Д.Г. Касимова. Ислам//Религии народов Вятского края.- Киров, 2009 г. – 310 с.
  4. Статьи автора о мечетях Удмуртии //Ислам на Урале: энциклопедический словарь. Издательский дом «Медина», 2009.- 476 с.

Читайте также: