Ответы на вопросы конкурса Азана.

Викторина: вопросы и ответы конкурса по азану

Когда был произнесен первый азан и по какому случаю?

Первый азан был произнесен в Медине, куда переселились мусульмане из Мекки. А о том, как было решено созывать мусульман на намаз, рассказывается в следующем хадисе. Передают, что ‘Абдуллах ибн Зейд рассказывал: «Когда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, принял решение бить в колокол, – хотя это ему было неприятно, – мне приснился сон. Во сне ко мне явился мужчина, на котором было два зеленых покрывала. В руках он нес колокол, и я спросил его: «О раб Аллаха! Не хочешь ли ты продать колокол?» Он спросил: «А что ты будешь делать с ним?» Я сказал: «С его помощью мы будем призывать людей на намаз». Он сказал: «Не подсказать ли тебе нечто лучшее?» Я ответил: «Конечно». Он сказал: «Тебе следует сказать: «Аллах превелик! Аллах превелик!…» На утро я пришел к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и рассказал ему о своем сновидении. Он сказал: «Этот сон окажется вещим, если на то будет воля Аллаха. Ступай вместе с Билялем и расскажи ему о своем сновидении, потому что его голос выше твоего». Я встал вместе с Билялем. Я начал говорить ему эти слова, а он стал призывать людей к намазу.

Этот хадис передали Абу Дауд и Ат-Тирмизи.

Кем был произнесен первый азан?

Биляль ибн Рабах – он был вольноотпущенником рода Бану Тейм. Он одним из первых обратился в Ислам, после чего мекканские язычники стали подвергать его невыносимым пыткам. Он принимал участие в сражении при Бадре и других крупных битвах. При жизни Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, он был муэдзином, а после его смерти он всего однажды возвестил призыв на намаз, когда приехал в Медину из Дамаска, где он прожил последние годы своей жизни. Говорят, что он не завершил этот призыв до конца, потому что отовсюду послышались стоны и плач. Скончался в Шаме в 17, 18 или 20 г.х. в возрасте старше 60 лет и не оставил после себя потомков.

Чем отличался мекканский азан от мединского азана во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха)?

Как известно, азан появился в Медине, и мединским муадзином во времена Пророка  (мир ему и благословение Аллаха) был Биляль. Спустя несколько лет Мекка тоже стала мусульманским городом, и в ней зазвучал азан. Мекканский азан передается от сподвижника, которого звали Абу Махзура (См. Муслим, №379).

Между азаном Абу Махзуры (мекканским) и азаном Биляля (мединским) было небольшое отличие. Абу Махзура начинал азан как обычно – четыре раза говорил «Аллаху акбар». Но после этого он очень тихим голосом, практически шепотом, произносил слова свидетельства «Ашхаду ал-ля иляха илля-Ллах, ашхаду анна Мухаммадар расулю-Ллах», а потом повторял их, но уже громко, как остальной азан. Это предписание называется «тарджи‘», что означает «повторение». Поэтому мекканский азан Абу Махзуры известен как «азан с повтореним».

Что должен говорить мусульманин, когда слышит азан?

Повторять слова азана. Только при словах «Хайа ‘aлa-с-Салах» и  «Хайа ‘aлa-л-фалах» вместо этих слов произносить «Ла хавла ва ла куввата илла биллах» («Нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха»).

Что нужно сказать после произнесения азана?

«Aллахумма рабба хазихи д-да’вати таммати ва с-салати-ль-каимати. Ати Мухаммадан аль-василята валь- фадылата ва-б’асху макаман махмудан ал-лязи ва’адтах»

«О Аллах, Господь этого совершенного призыва и этой совершающейся молитвы, приведи (одари) Мухаммада к аль-Василе и к высокому положению и направь (подними) к месту достохвальному, которое Ты обещал ему». (Бухари, «Азан», 81)

Что означает слово «василя», о котором испрашивается в мольбе после азана?

“Аль-Василя” – название высшей ступени Рая, предназначенной только для Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Передает Муслим (№ 384) со слов Абдуллы Ибн Амра Ибн Аль-Аса, что он слышал, как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Когда услышите му­аззина, то повторяйте за ним, а после просите мне благословения, потому что того, кто испросит для меня благословения, Аллах благословит десять раз. Затем просите для меня аль-Васили, это степень Рая, которая полагается только одному человеку из рабов Аллаха, и я надеюсь, им буду я. Кто попросит для меня аль-Васили, за того я смогу заступиться в Судный день».

Какая награда предназначена для человека, произносящего азан?

Первая награда – прощение грехов: со слов Абу Хурейры, сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, муэдзину грехи прощаются настолько, насколько распространяется его голос. Его слова подтверждают все свежее и сухое, что слышит его голос, а присутствующие с ним на намазе поднимаются на двадцать пять ступеней». Этот хадис передал Ахмад, и шейх Насыр назвал его хорошим. См. «Сахих аль-Джами‘ ас-Сагир» (1929).

Вторая награда – в Судный день: со слов Му‘авийи, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, в День воскресения самые длинные шеи будут у муэдзинов». Этот хадис передали Муслим и Ибн Маджа.

Третья награда – свидетельство за муадзина. В хадисе ‘Абдуллаха ибн ‘Абд ар-Рахмана ибн Са‘са‘а сообщается, что Абу Са‘ид аль-Худри сказал ему: «Я вижу, что тебе нравится пасти овец в пустыне. Когда ты окажешься посреди пустыни, призывай на намаз погромче. Поистине, все люди, джинны и любые другие твари, которые слышат голос муэдзина, будут свидетельствовать в его пользу в День воскресения». Этот хадис передали аль-Бухари, ан-Насаи и ИбнМаджа.

Закончите хадис: «Если бы люди знали, какая награда обещана за призыв на намаз и совершение намаза в первом ряду…»

Этот хадис приводит аль-Бухари и Муслим. Со слов Абу Хурейры передается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если бы люди знали, какая награда обещана за призыв на намаз и совершение намаза в первом ряду, то спешили бы исполнить это, даже если бы им пришлось бросать жребий для этого».

Какое влияние оказывает азан на шайтана?

Об этом нам известно из следующего хадиса. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда произносится призыв к молитве, шайтан отступает, с шумом испуская ветры, чтобы не слышать этого призыва, а когда призыв завершается, он снова подступает. И он отступает во время икамы, а когда объявление о начале молитвы завершается, он снова подступает, чтобы встать меж человеком и сердцем его и внушать ему: “Вспомни о том-то и том-то”, о чём тот и не помышлял до молитвы, и он делает это для того, чтобы человек оставался в подобном положении, не ведая, сколько ракатов молитвы он совершил»(аль-Бухари, 352 (608)).

Что желательно делать в промежутке времени между азаном и икаматом?

Первое: Дуа после азана. От Анаса: Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не отвергается мольба, произносимая между азаном и икаматом» (Абу Дауд, 521,достоверный).

Второе: добровольный намаз. В Бухари пришло со слов ‘Абдуллаха бин Мугаффаля аль-Музани, да будет доволен им Аллах, что (как-то раз) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, трижды сказал: «Между каждыми двумя призывами – молитва», (а потом добавил): «Для того, кто (этого) пожелает»”.

Читайте также: