Победа в Великой Отечественной войне в жизни мусульман Советского Союза

Каждый год в канун Великой Победы ни одно российское СМИ не обходит стороной эту тему. Многие корреспонденты стараются отыскать свежую информацию о тех событиях, пишут о ветеранах, публикуют рассекреченные архивы. С каждым годом раздобыть что-то новое, интересное всё труднее, ведь на протяжении 66 лет много чего было написано и показано.

Осталось разве что описать судьбу каждого ветерана. Наверное, это невозможно, хотя для нас жизнь и боевые будни каждого солдата очень важны и поучительны, на их примерах выросло не одно поколение наших сооте­чественников.Среди нового о Великой Отечественной можно отметить вот что: некоторые исследователи начали говорить о роли мусульман в этой войне. Может, и не стоило бы говорить об этом отдельно, так как бремя войны равномерно легло на всё население СССР, не различая национальностей, веры, языков. Однако историки находят много интересного на тему «Мусульмане во время Великой Отечественной войны».Началось с того, что кто-то обратил внимание на увеличение количества мечетей во время войны. Затем выяснилось, что в 1943 году были созданы новые духовные управления. В Ташкенте – Духовное управление мусульман Средней Азии и Казахстана, в Буйнакске – ДУ мусульман Северного Кавказа, в Баку – ДУ мусульман Закавказья. В Бухаре начало функционировать медресе «Мир-Араб». В городах и сёлах были открыты сотни мечетей. Фактически было возвращено мусульманам более тысячи различных культовых мест и учреждений. Из тюрем и лагерей было выпущено большое количество служителей Ислама.

Одновременно власти санкционировали восстановление одного из пяти столпов Ислама – закята в пользу нуждающихся мусульман, который стали собирать специально выделенные для этого представители религиозных организаций.

Более того, религиозным центрам было разрешено подготовить и распространить фетву (богословско-правовое заключение) о строгой обязательности для правоверных выполнения этого предписания Корана.

В фетве, выпущенной Духовным управлением мусульман Средней Азии и Казахстана, говорилось, что все мусульмане, имеющие в семье имущество на сумму 16 тысяч рублей и более (в ценах 1944–1945 гг.), исключая зимнюю и летнюю одежду, постельные принадлежности, дойную корову и запас пищи на 10 дней, обязаны ежегодно выплачивать по одному рублю с каждых 40 рублей стоимости имущества.

Наконец, нельзя не отметить, что с 1944 года мусульманским религиозным организациям было разрешено организовывать выезд правоверных в паломничество к святым местам в Саудовскую Аравию, что способствовало выходу исламских организаций страны из многолетней глухой изоляции от мусульманского мира.

Таким образом, дойти до мысли о том, что атеистическая советская власть неспроста решила повернуться лицом к верующим, уже было нетрудно. На самом деле, власть в трудную минуту оказалась вынужденной быть лояльной к верующим, в том числе и к мусульманам. И мусульмане, и так не заставившие себя просить воевать, с пониманием отнеслись к тяжёлым испытаниям, внесли свой вклад в общую победу. Воины-мусульмане проявили себя в первые же минуты войны – во время обороны Брестской крепости, ставшей эталоном стойкости и отваги. Известно, что в этом приграничном гарнизоне почти половина состава служивших красноармейцев была выходцами из Кавказа и Средней Азии. Пройдя кровопролитными дорогами войны, самоотверженно служа и на фронте, и в тылу, и даже в партизанских отрядах Европы, солдаты из мусульманских регионов СССР дошли с победой до Берлина.

Одним из первых водрузивших алое знамя Победы над Рейхстагом и запечатлённых на всемирно известной фотографии Евгения Халдея был и дагестанец, впоследствии Герой России – Абдулхаким-хаджи Исмаилов. Ни один исследователь не сможет упрекнуть солдат-мусульман в чём-либо, не достойном уважения. Они показали себя стойкими бойцами, совершившими много подвигов.

Муфтий Советского Союза объявил джихад германскому фашизму

Несмотря даже на такую самоотверженность советских мусульман в битве с врагом, священнослужители решили дать оценку войне с точки зрения Ислама. Так, в 1942 году Духовное управление мусульман европейской части СССР и Сибири (ДУМ ЕС) объявило священную войну – джихад – германскому фашизму. Тогдашний муфтий ДУМ ЕС Габдрахман Расулев призвал мусульман встать на защиту Родины. «Нет ни одного правоверного, чей сын, брат или отец не дрались бы сегодня с немцами, отстаивая с оружием в руках нашу общую Родину. Так же, как и нет, наверное, ни одного, кто бы в тылу не помогал делу победы своим трудом на фабриках и заводах.

Советская агитация, вчера ещё вовсю клеймившая и попа, и муллу, считавшая религию «опиумом для народа» и видевшая в религиозных деятелях пособников врага, получив новые указания, повернулась на 180 градусов. Теперь агитационная машина нашла-таки некоторые полезные моменты и в жизни мусульман. Пресса стала живо описывать, как жители такого-то кишлака или аула всячески помогают семье фронтовика, собирают деньги и вещи на нужды фронта. Более того, в прессе стали тиражировать призывы имамов к мусульманам выплачивать закят.

Так, в 1942 году в Дагестане, например, было собрано столько средств, что хватило на создание танковой колонны. В январе 1943 года И. В. Сталин даже поблагодарил жителей Страны гор за эту инициативу. Действовавшая в составе частей РККА в годы Великой Отечественной войны танковая колонна носила имя имама Шамиля. Когда надо, советская власть могла мобилизовать патриотические чувства своих граждан. Для этого вспомнили и национального героя кавказцев.

Расчёты гитлеровцев

Однако всех этих реверансов в сторону мусульман, может быть, и не было бы вовсе, если бы на этом же фронте активность не проявляли гитлеровцы. Ведь одним из ключевых моментов, на что рассчитывали фашисты, нападая на СССР, была убеждённость в том, что среди народов, населяющих большую страну, начнётся междоусобица. И мусульманам в разжигании этой вражды внутри страны отводилась особая роль. Политика рейха была гибкой и расчётливой. Гитлер надеялся не только на помощь исламских Турции и Ирана, он возлагал большую надежду и на советских мусульман. Из военнопленных мусульман создавались боевые дивизионы по статусу не ниже арийских. Среди мусульманского населения тыла проводились диверсионные акции, пропаганда. Раздавались листовки с изображением Гитлера в чалме, где говорилось, что фюрер принял Ислам и взял себе имя «Гейдар». Фашистская армия перешедшим на их сторону мусульманам предоставляла все возможности для отправления религиозных обрядов, за исключением хаджа. Но расчёты стратегов вермахта не оправдались.

Мусульмане прекрасно понимали, что иметь возможность соблюдать постулаты веры – неотъемлемая составляющая верующего человека. Но делать это в армии врага, с теми, кто напал на твою страну, никак нельзя! Это называется предательством, и это не от веры.

Несмотря на все старания идеологов фашизма, мусульманские народы не стали пятой колонной, не стали пособниками врага. Более того, воины-мусульмане героически сражались и били душманов. Не жалели жизней, несмотря на то, что закончившаяся перед войной «безбожная» пятилетка нещадно уничтожила отцов и братьев за то, что те могли читать Коран, совершать намаз. Мусульмане в трудный час не стали вспоминать и других обид – неподходящее время было. На войне – воевать, в тылу – трудиться ради победы, вот что было для них важнее всего.