Как не стать «рамаданистом»?

Священный месяц Рамадан позади. Кто-то провел его в посте и молитвах, и мы просим Всевышнего, чтобы Он принял и засчитал их поклонение. Многие мусульмане по милости Всевышнего проявляют огромное усердие в поклонении в этот великий месяц, мечети заполняются даже на утренний намаз, проявляется усердие в щедрости, в отдалении от запретного, в проявлении благого нрава…

Также среди людей есть и такие, кто не совершая поклонений в течение всего года, начинает поститься и молиться в Рамадан. Но, к сожалению, стоит только завершиться этому благословенному месяцу, как такие люди снова «пропадают» на целый год до следующего Рамадана.

Однажды одному из ученых по имени Бишр аль-Хафи сказали: «Есть люди, которые проявляют усердие в поклонении лишь в Рамадан», на что он ответил: «Плох тот народ, который вспоминает Аллаха лишь в Рамадан! Поистине, праведник – это тот, кто проявляет усердие в течение всего года!»

Но, тем не менее, вспоминать об Аллахе хотя бы в Рамадан все же лучше, чем вообще не вспоминать о Нем никогда и не поклоняться Ему ни в Рамадан, ни в другое время. Нет сомнения в том, что Всевышний Аллах избрал некоторые периоды времени, дни и месяцы, в которые благие деяния являются наиболее предпочтительными и любимее для Аллаха, чем в иное время. Он сделал это для придания активности поклоняющимся. Однако это не значит, что в другие времена нужно забыть об Аллахе, вернуться к грехам и порокам, проявлять халатность в выполнении обязательств. Нет! Эти избранные времена (и в их числе великий месяц Рамадан) должны стать причиной для того, чтобы приобретенная активность за это время сопровождала человека и после этого. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, самые любимые дела для Аллаха – это те, которые совершаются постоянно, даже если их мало!»

Таким образом, постоянные благодеяния, даже если их мало, лучше, чем проявление активности лишь в течение определенного времени.

Когда одному ученому по имени аш-Шабли задали вопрос: «Какой месяц лучше для поклонения – Раджаб или Ша’бан?» Он ответил: «Будь тем, кто поклоняется Аллаху всегда, и не будь ша’банистом» (“аль-Лятаиф”, 396).

Так давайте же и мы не будем лишь рамаданистами, и будем стараться использовать тот пыл и активность, приобретенную в этот великий месяц для того, чтобы и дальше провести свою жизнь в поклонении Всевышнему!

Минимум, который должен быть у мусульманина:

1. Шахада – свидетельствовать о своей вере, произнося слова: «Ля иляха илля-Ллах, Мухаммаду-расулю-Ллах» (Нет божества, заслуживающего поклонения, кроме Аллаха, а Мухаммад – посланник Аллаха).

2. Совершать пять обязательных намазов в течение каждого дня.

3. Соблюдать пост в течение полного месяца Рамадан.

4. Ежегодно отдавать часть своих сбережений в качестве закята – пожертвования в пользу нуждающихся (более подробно о закяте – в статье на стр. 2).

5. Совершить хадж – паломничество в Мекку.

Помимо этих религиозных предписаний, у мусульманина есть обязанности перед своими родителями (заботиться, помогать, выполнять их просьбы), перед детьми (дать им воспитание, образование), родственниками, а также другими окружающими людьми. Есть также и обязанности перед самим собой, сюда, как поясняют ученые, входит необходимость зарабатывать средства честным путем, постоянно получать знания, следить за собой, своим внешним видом и здоровьем, придерживаться умеренности в еде и питье.

Не должно быть такого, что мусульманин вспоминает об этих обязанностях только в Рамадане, а в течение остального года забывает обо всех них. Необходимо стремиться сочетать и религиозные обязанности, и мирские, не допуская упущений ни в одной из них. В Коране сказано: «С помощью того, что даровано тебе Аллахом, стремись к обители Последней (жизни), но не забывай о своей доле в этом мире! Твори добро, подобно тому, как Аллах сотворил добро для тебя, и не стремись распространять нечестие на земле, ведь Аллах не любит распространяющих нечестие» (28:77).