Почему в Коране сказано: «Вам предписан пост… быть может, вы станете богобоязненными»

Аллах Всевышний говорит в Священном Коране: «О вы, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан тем, кто жил до вас – быть может, вы станете богобоязненными». Сура «Аль-Бакара», аят 183.

В этом аяте, как очевидно всем присутствующим, Аллах сообщает общине Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, что Он сделал пост обязательным для нее, так же как Он сделал его обязательным народам, которые были до нас. Этот вопрос ясен для всех мусульман, которые читают этот аят и постигают его смысл. Но я хочу поговорить о кое-чем еще, о вопросе, на который обращают внимание очень немногие из людей. И это – высказывание Аллаха в конце аята: «быть может, вы станете богобоязненными».

Аллах, Всемогущий и Славный, когда повелевает Своим верующим рабам или предписывает им некое законоположение, то обычно только упоминает повеление, не разъясняя его мудрость. Потому что общая мудрость Аллаха, Всемогущего и Славного, в том что, возлагая обязанность на Своих рабов, Он испытывает этим. Через это испытание выявляются те, кто будет повиноваться Ему и те, кто не будет повиноваться Ему.
Однако в аяте о посте Он упоминает нечто, не часто встречаемое в Священном Коране. В этом аяте упоминается мудрость соблюдения поста: «быть может, вы станете богобоязненными».

Как следует из аята, мудрость в повелении поститься состоит не только в том, что верующие должны удерживаться от приятных и благих вещей (как еда, питье и интимные отношения), хотя это обязательно для постящегося человека, но это – не единственная требуемая вещь, которая заложена в посте. Мудрость предписания поста состоит в том, что мусульманин должен стать лучше, более праведным, чем был ранее.

Затем пророк, мир ему и благословение Аллаха, полностью разъяснил эту божественную мудрость. Как передано в Сахих Аль-Бухари (№ 1903), Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Аллах не нуждается в том, чтобы тот, кто не прекратил лгать и поступать по лжи, оставил свою еду и питье». Это означает, что Аллах не желал и не подразумевал, возложив обязанность поститься, что люди должны только воздерживаться от еды и питья. Они должны также воздерживаться от грехов, которые Аллах запретил, и среди этого – ложь в речах и делах.

Так посланник, мир ему и благословение Аллаха, пояснил аят: «быть может, вы станете богобоязненными». То есть, что мы должны в этом обряде поклонения приближаться к Аллаху, и в дополнение к воздержанию от пищи и питья также отказаться от запретных дел, таких как злословие, сплетни, вред людям, лжесвидетельство, ложь и другие запретные вещи, которые нам всем известны. Таким образом, существуют две категории вещей, которые запрещено совершать в Рамадане.

Это особенно важно, так как многие книги и статьи о Рамадане, говоря о вещах, нарушающих пост, упоминают только о материальном и физическом нарушении, о том, что мы уже упоминали – еда, питье и половое сношение. Но, как искренние увещатели и люди, дающие напоминание мусульманам, они должны уделять основное внимание второй категории вещей, нарушающих пост. Потому что люди стали полагать, что пост состоит только в воздержании от первой категории вещей, вещей материальных. Но есть другая категория вещей, нарушающих пост, которые мы можем назвать нематериальными вещами, нарушающими пост. Вы только что слышали его, мир ему и благословение Аллаха, высказывание: «Аллах не нуждается в том, чтобы тот, кто не прекратил лгать и поступать по лжи, оставил свою еду и питье».

Поэтому каждый постящийся должен обратиться к себе: отказывается ли он только от материальных вещей или он также отказывается и от нематериальных? Это означает: улучшил ли он свои манеры и поведение, когда наступил благословенный месяц Рамадан? Если это имеет место, то он исполнил предписание Аллаха, Свят Он и Всевышний, в аяте: «быть может, вы станете богобоязненными».

Но что касается того, кто ограничивает свой пост только воздержанием от пищи и питья, продолжая упорствовать в дурном поведении, которое было присуще ему до Рамадана, то это – не пост, который требуется от мусульманина, и о чем Аллах говорит: «быть может, вы станете богобоязненными».

Поэтому мы советуем и напоминаем нашим братьям, чтобы они помнили о другой категории вещей – нематериальных – которые нарушают пост, и это – то, о чем редко говорят увещеватели и люди, стремящиеся направить людей к правильному пути. Не говоря уже о простых людях, которые даже не знают об этой категории вещей, нарушающих пост.

Это – то, о чем я хотел напомнить нашим братьям, присутствующим в этом прекрасном собрании, если Аллах соизволит. Пусть это напоминание станет причиной увеличения дел поклонения, стремления приблизиться к Аллаху в этом благословенном месяце. Пусть Аллах наставит нас и дарует нам полный успех в исполнении должных предписаний этого месяца Рамадан.