Домашнее образование аргументы «ЗА»

Аллах Всевыш­ний возложил большую ответ­ственность на людей по воспита­нию детей. Дети доверены нам Все­вышним и в Судный день мы будем спрошены за них. Воспитание ребёнка наиболее плодот­ворно в раннем воз­расте и, чем взрос­лее он становится тем труднее бывает на него воздейство­вать.

О важности получения знаний и их ценности говорится в аятах Священного Корана и хадисах Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Главные из знаний, конечно же, религиоз­ные, с помощью них мы можем обрести счастье в обоих мирах, но нельзя забывать и об осталь­ных науках. Интеллектуальное воспитание формирует интерес и стремление к познанию окружа­ющего мира, изучению различных наук, тем самым мы воспиты­ваем будущих специалистов в самых разных областях жизнедеятельности. Какова ситуация с религиоз­ным образованием в Альметьевске? Пока ребёнок маленький и находится в состоя­нии врожденной веры, он, в основном, проводит время дома, с родными и близкими. Ну, а если ребёнку не хватает общения, можно поводить его в детский сад, где есть мусульманская груп­па. Такой садик, вернее одна груп­па в обычном детсаде, у нас в городе есть. Есть замечательное медресе для мальчиков и дево­чек, куда можно поступить после девятого класса. А где дети нахо­дятся в возрасте от 7 до 16 лет? Где они проводят 10 лет! Пра­вильно, в школе! В какой? В исламской? Нет, такие в нашем городе отсутствуют, есть, прав­да, пара классов в муниципаль­ном общеобразовательном учреждении, где обучаются дети, соблюдающие нормы ислама, вместе с детьми, которые о таких нормах особо не пекутся. Это государственное заведение, а так как государство у нас отделено от религии, то получается и в основе любой государственной школы лежит атеизм. Образова­ние является частью этой полити­ческой системы. 8 школах навя­зывают верную, с точки зрения учителей, идеологию. Дело даже не в самих учителях, пусть вам повезло, и учитель будет учитывать ваши интересы, но он всё-таки подчинён общей политике школы и является частью этой команды.

Главные люди в жизни ребёнка — его родители. Мы отдаём ребёнка в школу в очень важный этап его жизни — этап фор­мирования его личности -и интеллектуальной, и нра­вственной. Этот этап совпадает с многолетним процессом обучения в школе. Школа – это то  место, где у родителей снижается авторитет перед своим ребенком, так как они лишены прав в области образования. Если они отдали своё нежное созда­ние в школу, то влиять на образо­вательный процесс они уже не могут: не могут отдать предпоч­тение каким-то определённым предметам или исключить те из них, к которым у ребёнка нет никакого интереса  (а ведь такие предметы для ребенка настоя­щая мука), не могут поменять преподавателя, если он их не устраивает по каким-то причи­нам, и, наконец, не могут отдох­нуть тогда, когда это удобно всей семье. Основное требование школы — чтобы ученик присутствовал на уроке! А это — полдня! Узнает ребенок что-нибудь полезное, не узнает, пой­мет — не поймет — это вы уж сами, родители, проверяйте! Мы и про­веряем, для этого есть домашнее задание, на выполнение и разъяс­нение которого уходит оставшая­ся половина дня. И времени на самое главное, чему мы должны отдавать предпочтение, почти не остается. Устают все: и родители, и дети. А казалось бы, процесс познания должен приносить удо­вольствие.

В ребёнке заложен естествен­ный интерес к получению знаний. Его многое увлекает, он задаёт много вопросов, и он настойчив в своём познании. И этот естест­венный интерес к знаниям школа губит уже в первые 2 — 3 года. Обычно ко второму классу этот интерес у большинства учеников пропадает.

Кроме этого, редкий учитель не ругает детей, а, испытывая давле­ние со стороны учителя, ребёнок становится агрессивным. С целью понравиться учителю он учится «выпрашивать» хорошую оценку, учится лицемерию. Школа не вырабатывает навыков коллек­тивной работы, зато хорошо раз­вивает соревнование — кто лучше?

Все эти факторы участвуют в формировании личности будуще­го гражданина и, будьте уверены, хорошо закрепляются на протя­жении долгих лет пребывания детей в школе. Из-за того, что воз­действие школы столь продолжи­тельно, бывает трудно повлиять на сформировавшиеся взгляды ребенка. И основная проблема для студентов исламских медре­се, которые пришли учиться после школ, — это проблема перевоспитания, избавления от того, чему они научились в школах.

Тогда как же учить детей, спро­сите вы. Обучение возможно и вне школы. По существующему законодательству родители имеют право выбрать форму обучения вне школы: семейное образование, экстернат или обучение на дому. Между ними есть разница, но они едины в глав­ном — ребёнок учится дома.

Обучающиеся по семейной форме являются учащимися школы со всеми правами и обя­занностями. Между родителями и директором заключается дого­вор. Ребёнок на время учёбы может бесплатно получать учеб­ники, пользоваться школьной библиотекой и получать необхо­димые консультации учителей:’ При желании он может посещать некоторые уроки вместе с остальными учениками, и его фамилия будет стоять в классном журнале. Необходимо будет про­ходить аттестацию, график кото­рой согласован в договоре, но не реже одного раза в год, по результатам которой педсовет принимает решение о переходе ученика в следующий класс. Как видим, контроль за обучением остаётся за школой. К тому же за семейное образование должна выплачиваться компенсация, если это предусмотрено местным зако­нодательством.

Экстернат — самостоятельная форма получения образования. Экстерн занимается по собствен­ному графику, и часто это образо­вание бывает ускоренным. Он может пользоваться библиотекой той школы, к которой прикреплен, хотя учеником этой школы счи­таться не будет. Если такая форма обучения прописана в уставе школы, то она примет у экстерна экза­мен или проведет аттестацию по предметам. Выплата компенсации за данную форму обучения не предусмотрена.

Обучение на дому, или надом­ное обучение (часто путают с семейным) возможно только тог­да, когда ребёнок не может посе­щать школу по состоянию здо­ровья. Его обучением должны заниматься учителя той школы, к которой он прикреплен. Они же должны проводить уроки на дому.

Преимуществ домашних форм образования перед традиционной очень много. Главное: учитывают­ся индивидуальные особенности именно вашего ребёнка, и важно, что мы высвобождаем столь необ­ходимое нам время для изучения религиозных наук, которым мы должны отдавать предпочтение. Кроме этого, домашняя форма обучения очень похожа на вузов­скую — домашнее задание не про­веряют, а экзамены сдавать надо.

Это очень пригодится для тех, кто захочет и дальше обучаться в институтах и университетах. Таким детям легче адаптировать­ся к системе высшего образова­ния, тогда как у выпускников тра­диционных школ такой переход вызывает определённый стресс.

Конечно, не каждый сможет дать своему ребёнку высокока­чественное домашнее образова­ние. На это потребуется полная самоотдача, высокий уровень самоорганизации, самодисципли­ны и самоконтроля. Ведь в таком случае вся ответственность за обучение ребёнка ляжет на роди­телей, которые должны стать организаторами занятий. Они же могут выступать в роли педагога (особенно на начальном обуче­нии) или же найти профессиональных учителей. Вопросы времени занятий, распределения учебной нагрузки, выбора наибо­лее предпочтительных предметов и т.п. будут решаться в зависи­мости от способностей ребёнка, его возраста и индивидуальных особенностей. Безусловно, пона­чалу его придется «вести за руку», но постепенно ребенок будет при­учаться работать самостоятель­но. Родители «детей — домашников» говорят, что к 4-5-му классу они уже становятся дос­таточно самостоятельными, их нужно только научить, как само­му добыть знания из книжки. И, как правило, к классу 6-7-му им уже не нужно объяснять новый материал, а только отвечать на вопросы.

Семейное образование — это сравнительно новая форма полу­чения знаний для нашей страны. Его узаконили около 10 лет назад, и, судя по публикациям в СМИ, интерес к нему растёт с каждым годом, особенно в больших горо­дах. В регионах дела обстоят похуже. Первопроходцами этого направления накоплен большой практический опыт. Появляются консультационные центры, интер­нет-сайты, где можно получить квалифицированную помощь и поддержку по всем вопросам семейного образования. И если у вас появилось благое намерение самим заняться обучением свое­го чада, а не перепоручать это чужим людям, то вам понадобит­ся терпение и настойчивость. Тогда успех обеспечен. По словам родителей, которые выбрали этот путь, радость от процесса обуче­ния получают все — и дети, и родители.

РИММА ФАХРУТДИНОВА

Читайте также: