Гульбустан – цветущий сад

Говоря о татарских деревнях за пределами Татарстана, вспоминаются такие крупные деревни, как Шыгырдан в Чувашии, Средняя Елюзань в Пензе, Белозерье в Мордовии. Дороги в эти деревни хорошо протоптаны, журналисты там бывают часто. Но есть и другие деревни, достойные внимания, пусть менее малочисленные, чем Шыгырдан и Средняя Елюзань, но и здесь жители ведут основательное хозяйство. Деревня Бистян, что расположена в Кузнецком районе Пензенской области – одна из таких.

 

Краткая история деревни

Деревня Бистян основана в 1650 году. Аксакалы же говорят, что ее история восходит к XVI веку.

— Полное название деревни было Гульбустан, — сказал имам деревенской мечети Ислам-хазрат Давыдов. – Понятно, почему было такое название. Ведь деревня расположена в живописном местечке. Вокруг густые леса, озера, бесчисленное количество родников. И в самом деле, цветущий сад! В народе стали именовать просто – Бистян. Это название мы и приняли.

В деревне проживает 1600 человек, насчитывается 552 хозяйства. Есть две мечети и одна большая школа. В советское время мечеть сумели сохранить, и минарет остался на своем месте. Кстати, в Пензенской области сохранить храм Аллаха смогли только в двух деревнях – в Средней Елюзани и Бистяне.

— Слава Аллаху, вера наших прадедов была крепкой. Мы безгранично благодарны, что они смогли сохранить мечеть, нравственность в деревне, — говорит хазрат. – Старую мечеть наших прадедов мы рушить не стали, а укрепили основание и рядом с ней построили еще одну. Теперь мечеть с двумя минаретами. Строительство же храма второй махалли начали в 1990 году. Уже через год с ее минарета прозвучал первый азан, и верующие совершили первый намаз. Строительство велось своими силами, помощи со стороны не было.

 

Как живут мусульмане

Сейчас в деревне практически нет человека, который бы не читал намаз и не ходил в мечеть. Женщины и девушки покрывают голову платком. В деревне никогда не организовывали сабантуй, празднуют только Гает.

Еще один пример в подтверждение тому, что в деревне живут верующие – ежегодно около сорока человек отправляются в хадж. Не бабушки и дедушки, а молодежь и жители среднего возраста. Для сравнения: в этом году всего около 500 татарстанцев совершили паломничество к святыням.

При мечети действует медресе, здание которой строилось как дом для имама, но он не стал ждать, пока ему построят дом, заложил фундамент самостоятельно. Дом, построенный жителями, отдали под медресе.

— В деревне нет детского сада, но наше медресе работает пять дней в неделю, — говорит воспитатель, учитель Наиля ханум. – Все дети возраста 4-6 лет после обеда приходят в медресе. Всего детей – около 50. Объясняем им основы ислама, учим молитвам, дети могут отличать халяль (дозволенное) от харама (недозволенное). Здесь мы играем вместе с ними, учим стихотворения, рассказываем истории пророков. А если подустали, то настает время угощений. К тому времени, когда заканчиваются занятия у малышей приходят те, кто постарше.

Особенность деревни Бистян еще в том, что здесь работает Общественный совет. В его состав входят комитеты по делам религии, экологии, сохранения татарского языка и культуры, спорта и здорового образа жизни. Есть, конечно, и официальный сельский Совет, но жители собираются самостоятельно. Не сидят, ожидая решения тех или иных вопросов, они сами хозяева своей жизни. Говорят, идея создания Общественного совета принадлежит Талгат-хазрату Таджуддину.

— Наведение чистоты в деревне и округе мы взяли в свои руки. Организовываем субботники весной, летом и осенью, — говорит Ислам-хазрат. – Мы сами приводим в порядок кладбища, красим его ограждения, прокладываем лестницы к роднику, собираем мусор в машины, потом выгружаем в специальные места. Можно сказать, что практически нет человека, который бы не вышел на субботник. Все эти работы организуют мужчины. Самое интересное, глава Кузнецкого района издал указ наведения порядка в селах по образцу нашей деревни.

 

Основное занятие – рытье колодцев

Жители деревни Бестян – мастера в сооружении колодцев. Если жители деревни Средняя Елюзань всегда торговали мясом, то главное занятие бестянцев – сооружение колодцев. Летом деревня наполовину опустевает, все мужчины отправляются в Москву на заработки. А потом всю зиму живут на заработанные деньги.

— И мой отец, и дед копали колодцы, это ремесло и сегодня кормит нашу семью, да и всю нашу деревню, — рассказывает Исмаил Давыдов. – Сейчас копают колодцы так же, как и раньше, изменились только материалы. Обычно три человека, сменяя друг друга, копают лопатой яму. Глубина может быть разной, иногда вода появляется на глубине 15-20 метров, а иногда приходится выкапывать до 45 метров. Особого секрета в выборе места для колодца нет. Раньше наши деды проводили по земле веткой ивы, вода бывает еще там, где растет подорожник. Сейчас мы используем показания электродов, но глубину воды знает только сам Аллах. Но вокруг Москвы почва болотистая, поэтому там везде вода. В московской области нас все знают, до начала рабочего сезона список заказчиков бывает полон. Колодцы нужны для поливки огородов, кто-то использует воду в питьевых целях.

Работа тяжелая, но иначе никак. В одно лето похоронили 3-4 молодых человек. Кто-то ломает позвонки, кого-то заваливает землей. Если обваливается грунт, то человек умирает мгновенно, помочь абсолютно невозможно. Извлечь тело из-под завала можно только с помощью работников МЧС. Бывали случаи и отравления газом. Да, деревня зажиточная, только почти в каждом доме или главы семьи нет в живых, или мужчины страдают заболеваниями позвоночника.

По пятницам мы отдыхаем, к этому привыкли все соседские деревни. В этот день мы идем в мечеть, отдыхаем, закупаем еду-халяль на неделю.

В домах жителей Бистян созданы условия, подобные городским. Живут не хуже городских богачей. Вся бытовая и аудио, видеотехника последней марки. Женский труд облегчен всеми благами цивилизации. Однако, хотя и существует такое чудо как стиральная машина-автомат, женщины полоскать белье предпочитают на роднике. И воду для питья используют только родниковую.

 

Забота о родном языке

История деревенской школы насчитывает 90 лет. В 2000 году была построено новое кирпичное здание школы. Сегодня здесь обучается 188 человек. Раньше обучение велось на татарском языке, сегодня переживают, что часы татарского языка сокращаются.

— Всего два часа в неделю выделено на татарский язык. Факультативно ведутся занятия по татарскому фольклору. Татарский язык раньше был в 10-11 классах, а сегодня только до девятого, — говорит учитель татарского языка и литературы Венера Денишева. – Как только вышел закон № 309 о национально-региональном компоненте, учителя татарского языка Пензенской области написали письмо и ходили к руководству областного управления образования. Ответ был краток: «Есть закон, который надо выполнять». Учебные пособия покупаем в Казани. Конечно, есть разные дети и родители. Приходится слышать сетования, что родной язык не нужен, у него нет перспективы. Спасибо Ислам-хазрату, который ведет разъяснительную работу в медресе и мечетях о надобности изучения татарского языка, объясняет детям о религии на родном языке.

В деревне много молодежи. Да, есть и те, кто переселяются в город, потому что покупка квартиры дешевле, чем строительство дома.

 

Здесь не пьют

— Слава Аллаху, в деревне не пьют алкогольные напитки, — говорит Равил Шарипзянов. –  В магазинах Бистян не продаются алкогольные напитки, и это было решением абсолютного большинства жителей деревни и за этим строго следят. Чтобы зимой жители не скучали, лежа дома на диване, мы устраиваем спортивные состязания. В школьном спортзале играем в волейбол и баскетбол. Гости из соседних деревень всегда проигрывают, поэтому немного на нас обижаются. Наша команда по волейболу считается самой сильной в районе. Зимой, когда замерзает озеро, используем его в качестве ледовой арены, укрепив его стороны, а само поле освещается, так что и ночью можно играть. Чтобы не было травм, закупили несколько хоккейных форм. Форма вратаря стоит около 30 тысяч рублей. Но ничего, не скупились, народ играет, вот и привезли формы из Москвы. Для этих целей у нас есть специально созданный фонд, и собранные деньги направляем на покупку спортивного оборудования.

 

Римма Бикмухамметова

“Ирек мәйданы”, № 8, 26.02.2010

Перевела с татарского языка Лениза Мухаметзянова