Иснад – это часть религии

До наших дней все слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его учение передаются по цепочке: сподвижники рассказали их своим последователям, те – своим потомкам, они – следующему поколению, а наши учителя – нам. Так сохраняются традиция и преемственность в Исламе. Иснад становится лучшим средством от появления новшеств в религии, ведь все, что не опирается на традицию Пророка Мухаммада, пронесенную через века, должно быть отвергнуто. А для того, чтобы традиция Пророка (его Сунна) продолжалась и дальше, очень важна роль учителя.

Аллах создал человека отличным от животных. Животные не нуждаются в учителе или тренере, в отличие от людей. Например, мы видим, что рыба после рождения самостоятельно начинает плавать, никто ее этому не учит. Рыбе не нужен инструктор, который научит ее плавать, а человеку нужен наставник, чтобы обучить плаванию.

Существует практически единогласное мнение насчет того, что в этом мире человеку почти невозможно овладеть никакой наукой и никаким искусством без руководства и опеки квалифицированного учителя, рядом с которым он на практике узнает основы этой науки. Невозможно получить знания ни в какой области, если не принимать руководство учителя.

Возьмем для примера медицину. Если кто-то думает, что, прочитав и изучив книги по медицине в комфортных домашних условиях, он затем станет врачом, то его, без сомнения, сочтут ненормальным. Если этот человек захочет оперировать пациентов или лечить людей, тогда вскоре его пациентов можно будет найти лишь на кладбище.

То же самое применимо к любой другой науке в мире, где руководство учителя необходимо. Никто не позволит вам заниматься юридической практикой, если вы не посещали юридическую школу и не обучались у квалифицированного юриста.

Из Корана мы знаем много примеров, когда Аллах отправлял к людям пророков и не давал им Книги или Писания, но не было ни одного случая, когда ниспосылалась бы книга без пророка для ее объяснения. Такова природа человека, что он не может приобретать знания одним лишь путем чтения книг без учителя. Это правило относится к каждой науке, искусству или ремеслу, а духовные и религиозные науки — не исключения.

В связи с этим будет полезно привести ответ великого ученого — имама аш-Шатыби. Ниже приведено то, что он сказал по этому вопросу в знаменитом трактате «Аль-Мувафакат».

«Самым благотворным и эффективным способом получения знания является изучение его со специалистами в своих областях. Необходимо иметь учителя в тех отраслях знания, где требуется объяснения и толкование. Невозможно получить знания без наставника, поэтому следует отметить, что учитель имеет первостепенное значение в этом процессе. В этом ученые единодушны.

Это основывается на хадисе, в котором говорится, что Аллах не забирает знания, удаляя их из памяти людей, а забирает его, забирая ученых. И когда Он не оставит обладателей знаний, то люди станут невежественны, как и их предводители. У них будут спрашивать о религии, и они будут отвечать, не обладая нужными для этого знаниями. Они собьются с прямого пути и введут других в заблуждение («Сахих» аль-Бухари). Таким образом, ученые, без сомнения, – ключи к этим знаниям».

Имам аш-Шатыби ниже перечисляет три признака и качества опытного и компетентного наставника:

1)     Он сам выполняет то, чему обучает.

2)     Он сам прошел обучение у компетентного ученого.

3)     Его студенты следуют полученным знаниям и продолжают его учение; если же они в основном не следуют за ним, это знак того, что по сути с ним что-то не так.

Обратите внимание на второе условие: оно указывает, что учитель не должен быть самоучкой, у него самого должны быть преподаватели, от которых он передает полученные знания. Его преподаватели взяли знания от своих, те – от предыдущего поколения, и так далее – вплоть до Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Эта цепочка передатчиков называется иснад, ее важность неоценима, мусульмане во все времена заботились о сохранении иснадов – то есть передаче всего, чему учил Пророк, по цепочке от самых ранних мусульман до наших времен.

Иснад – это уникальная особенность уммы Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Ни одна другая нация, религия или общество не может гордиться тем, что обладает таким строгим анализом своих первоисточников.

Ранние мусульманские ученые проверяли и анализировали каждое положение, которое доходило до них, шло ли оно от Пророка, его сподвижников или кого-то еще. Они изучали жизнь и личные качества тех, кто входил в цепь передачи (иснад) самым строгим способом.

Только мусульмане записывают имена, даты рождения и смерти, качества и характеристики тысяч и тысяч передатчиков! Такие книги, как «Тахзиб аль-Камаль» аль-Миззи, «Тахзиб аль-Тахзиб» Ибн Хаджара Аскаляни, «Мизан аль-Итидаль» Захаби и «Лисан аль-Мизан» Ибн Хаджара являются примерами этого удивительного факта. А еще есть книги, в которых записаны и сохранены биографии сподвижников, такие как «Табакат» Ибн Сада, «Аль-Истиаб» Ибн Абдуль-Барра, «Усд аль-Габа» Ибн Асира и «Аль-Исаба» Ибн Хаджара, в которых собраны биографии примерно десяти тысяч сахабов.

Имам Абдуллах ибн Мубарак сказал: «Иснад – это часть религии, и, если бы не было иснада, каждый говорил бы, что захотел».

Также он сказал: «Тот, кто изучает вопросы религии без иснада, будто бы забирается на крышу без лестницы».

Суфьян ас-Саури сказал: «Иснад – это оружие верующего. Если у человека не будет оружия, как же он будет сражаться?»

Имам аш-Шафии сказал: «Тот, кто изучает хадисы, не обращая внимания на иснад, похож на человека, который собирает дрова ночью: вместе с полезными дровами он рискует захватить в охапку и змею, которая погубит его».

Эти и подобные слова наших праведных предков означают, что первые поколения мусульман считали иснад обязательным условием при получении знаний, так что при передаче даже одного слова в своих книгах они называли всю цепь передачи, что могло занимать три или четыре строки.

После того как хадисы были собраны в большие сборники (такие как «Сахих» Бухари, «Сахих» Муслима и другие), перестало считаться необходимым приводить вместе с каждым хадисом цепь передачи, восходящую к ее началу. Достаточно было иметь иснад, ведущий к автору книги или сборника. Иснад же автора, восходящий к началу передачи, приводился в его книге.

И в наши дни мусульманские ученые по всему миру передают хадисы и другие исламские знания с цепочкой, восходящей к авторам этих больших книг, затем их иснады восходят к Пророку  и — через ангела Джибриля — к Всемогущему Аллаху.