История о человеке, который завещал своим детям: «Если я умру, то сожгите меня, сотрите в порошок и затем развейте по морю»

Сообщается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Один человек проявлял несправедливость по отношению к себе, а когда пришла к нему смерть, он оставил завещание своим детям, сказав в нём: «Если я умру, то сожгите меня, сотрите мой прах в порошок, затем развейте по ветру и бросьте в море, ведь, клянусь Аллахом, если мой Господь настигнет меня, то непременно накажет так, как ещё никого не наказывал». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Его дети так и сделали с ним».

В Судный день Всевышний Аллах скажет земле: «Выведи, что взяла». И тут он предстанет. И тогда Господь скажет: «Что заставило тебя поступить таким образом?» На что он скажет: «Страх перед Тобой, о мой Господь». И ему будет прощено за это»

(Сахих Аль-Бухари, (3478), Сахих Муслим (2756)).

 

Разъяснение смыслов некоторых выражений хадиса:

«Проявлял несправедливость по отношению к себе» означает: преступал границы дозволенного, совершал грехи и ошибки.

«И ему будет прощено за это»: то есть за то, что у него был страх перед Всевышним, подтверждающий, что этот человек верил в Аллаха. Кроме того, в одном из текстов этого хадиса упоминается, что в Судный день этот человек обратится к своим детям с вопросом: «Каким я был для вас отцом?» — на что они ответят: «Ты был замечательным родителем». Эта фраза говорит нам о том, что у человека была не только вера в сердце, но и имелись праведные дела, совершенные им из любви к Аллаху и веры к Нему.

 

Комментарий к хадису:

Прежде всего, нужно отметить, что речь в этом хадисе идет о человеке из предыдущих общин, он жил задолго до появления Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Это означает, что ему следовало жить не по религии Пророка Мухаммада, а по религии одного из предыдущих пророков, посылавшихся к людям. С приходом Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) подобное больше недопустимо.

У всех религий общим было одинаковое вероучение – Единобожие (то есть вера в одного лишь Всевышнего и совершение праведных поступков ради Него одного, не поклоняясь при этом ни идолам, ни образам праведников, ни чему-то еще), но обряды и предписания могли различаться. Однако, как видно из хадиса, даже о религии своего пророка этот человек знал очень мало, и из-за этого совершил то, чего нельзя было совершать ни по какому вероучению.

Ибн Хаджар написал об этом хадисе: «Аль-Хаттаби сказал: “Читая этот хадис, может возникнуть такой вопрос: как ему будет прощено, если этот человек отрицал воскрешение после смерти, способность к оживлению мёртвых?” Ответ заключается в том, что этот человек не отрицал воскрешение, а был необразованным и незнающим человеком, поэтому он и думал, что если с ним поступят в соответствии с его завещанием, то Аллах не сможет его воскресить и наказать. Но о том, что у этого человека была вера, мы узнаем из его признания о том, что именно страх перед Аллахом подтолкнул его на подобный поступок» («Фатх Аль-Барий», 6/522).

Ан-Навави (да одарит его Аллах Своей милостью) написал: «Учёные так прокомментировали этот хадис: “Неправильно считать, что этот человек имел сомнение в Аллахе и Его силе, ведь сомневающийся в силе Всевышнего становится неверующим. А в конце хадиса поясняется, что человек поступил с собой таким образом из страха перед Всевышним Аллахом. Неверующий же не страшится Всевышнего, и ему не прощаются грехи» («Шарх Ан-Навави аля Сахих Муслим» , 17/71).

Ибн Таймийя (да одарит его Аллах Своей милостью) сказал: «Этот человек внешне показал сомнение в мощи Аллаха и в том, что Всевышний воскресит его после того, как будет рассеян  по ветру. Кроме того, он был убеждён в том, что не будет воскрешён. А это является неверием в соответствии с единогласным мнением всех мусульман. Однако он был невежественен и не знал того, что говорит, к тому же он был верующим, страшился Аллаха и боялся его наказания, и поэтому ему было прощено то, что он совершил с самим собой» («Маджму’аль-фатауа», (3/231)).

 

Пользы, извлекаемые из этого хадиса:

  1. Этот хадис указывает на то, что милость Всевышнего Аллаха велика. Он прощает за те поступки, которые исходят от людей по причине незнания, забывчивости или принуждения.
  2. Сомнение в Аллахе, а также в Его качествах совершенства (всезнание, мощь, всесилие и во всех остальных) недопустимо, это несовместимо с правильной верой и аннулирует ее.
  3. Неправильными являются слова некоторых людей, говорящих: «Вера должна быть только в сердце», «Я верю сердцем, и этого достаточно». На самом деле, вера неотделима от поступков, она должна произрастать из сердца и проявляться в совершении добрых праведных дел.
  4. Хадис предостерегает нас поспешно судить людей на основании их порицаемых поступков, не рассмотрев внимательно их обстоятельства, имеются ли у них оправдания, был ли донесен до них религиозный довод.
  5. Произносимые людьми слова порой могут оказаться неверием или нечестием, однако это не даёт нам права объявлять их вероотступниками и неверующими, пока у них есть оправдания.
  6. Из этого хадиса становится ясной ошибочность тех мусульман, которые позволяют самим себе «делать такфир» (то есть объявлять неверующими) других мусульман, несмотря на то, что у них могут быть оправдывающие их обстоятельства. Пророк  (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если человек скажет своему брату по вере: «Эй ты, кафир», – то кто-то из них двоих точно заслужит этого обвинения, и если первый не является таковым, то это описание возвращается к тому, кто произнес его» (хадис привел аль-Бухари).
  7. Оправдание людей за незнание религии – важный момент в Исламе. Всевышний Аллах сказал в Коране: «Мы никогда не наказывали людей, не отправив к ним посланника» (сура 17, аят 15).

Читайте также: