Невозможно научиться Исламу из ненадежных источников

В наши дни как никогда увеличилось число различных проповедников, каждый из которых говорит что-то свое. Как получить знания о своей религии в такой ситуации, ведь очень важно, чтобы они были достоверными? К сожалению, многие мусульмане не знают, как и у кого следует приобретать знание. Далеко не каждая книга, кассета или Интернет-сайт являются надежным и правильным источником, для того чтобы черпать из него информацию об Исламе. Нельзя брать знание, кроме как из надежных источников – больших ученых либо от тех, кого порекомендовали большие ученые.

Примером того, что знания об Исламе не берутся от незнакомых людей, а только от тех, в чьей надежности и учености можно не сомневаться, является известный хадис о приходе ангела Джибриля. Когда ангел Джибриль (мир ему) пришел к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижникам и спрашивал об исламе, имане и ихсане, а затем ушел, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил ‘Умара: «О ‘Умар, известно ли тебе, кто задавал эти вопросы?» ‘Умар сказал: “Аллах и Посланник Его знают об этом лучше”. Тогда он (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, это был Джибриль, явившийся к вам, чтобы научить вас вашей религии» (Муслим 8). Таким образом, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сообщил своим сподвижникам о том, кем был этот пришедший, обучавший сподвижников основам Ислама.

Точно так же необходимо проявлять осторожность в приобретении знания и задавать себе вопросы: «Кто мой учитель?», «Имеет ли он достаточно знаний, чтобы передавать их другим?», «Есть ли у него рекомендации от надежных ученых, дающие ему право обучать Исламу?» Если не задавать этих вопросов, откроется дверь для многих проходимцев и представителей разных сект, которые станут распространять свои заблудшие идеи под видом «обучения Исламу» и всегда с легкостью найдут аудиторию, готовую воспринимать их новшества. Поэтому так много наставлений давали ранние имамы исламской общины о том, что нельзя учиться у представителей сект и людей без достаточного уровня религиозных знаний.

‘Али ибн Абу Талиб сказал: «Смотрите на тех, от кого вы берете эти знания, ибо поистине – это религия!» (аль-Хатыб в «аль-Кифая», 121). Ибн ‘Умар говорил: «Религия твоя! Религия твоя! Поистине – она твоя плоть и кровь! Так смотри же, от кого ты берешь свою религию!» (аль-Хатыб в «аль-Кифая», 122). Также Мухаммад ибн Сирин, Даххак, имам Малик и др. говорили: «Поистине, эти знания – религия, так смотрите же, от кого вы берете свою религию» (Муслим 1/23, ад-Дарими 1/124, аль-Хатыб 2/92).

Также хочется упомянуть о многочисленных так называемых «исламских сайтах», на большинстве из которых нет ничего, кроме ереси, не говоря уже о всевозможных форумах, посещение которых стало для мусульман болезнью. Форумы и сайты, на которых унижают знание, порочат ученых, несут отсебятину под лозунгом распространения религии, наносят огромный вред мусульманам, искажая правильное понимание религии. Те, кто не обладает элементарными знаниями религии, после слов ученых осмеливаются говорить: «Однако я считаю…», «Я думаю…», «Мое мнение…» и тому подобные слова.

Те мусульмане, которые, несмотря на предостережения сподвижников, черпают свои знания от кого угодно, заслуживают того, чтобы Всевышний Аллах ввел их в заблуждение, ибо они сами открыли дверь этому. Особенно к этому можно отнести приобретение знаний в Интернете на различных форумах от людей, чьи имена даже неизвестны. Как можно настолько безразлично относиться к самому ценному в этом мире – религии, бестолково приобретая знание, посредством которого мы приближаемся к Аллаху?! Просим у Аллаха помощи и наставления.