Смысл суры Альфатиха

Cура «аль-Фатиха» была названа так потому, что «фатиха» переводится как открывающая. Верующий, читая Книгу Аллаха или читая свои молитвы, начинает именно с этой суры. У этой суры есть отличительные особенности. Из них то, что сура «аль-Фатиха» является столпом намаза. Как сказал посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Нет молитвы у того, кто не прочтет “аль-Фатиху”».

А о достоинстве чтения этой суры в намазе говорится в хадисе: «Всевышний Аллах говорит: «Я разделил молитву раба Моего на две части: половину ему и половину Мне”. Если же раб сказал: «Хвала Аллаху, Господу миров», говорит Аллах: «Раб Мой похвалил Меня». Если же раб говорит: «Милостивому и Милосердному», то говорит Аллах: «Раб Мой воздал Мне должные почести». Если же раб произнёс: «Царю в День Суда», говорит Аллах: «Раб Мой восславил Меня». Когда же раб говорит: «Тебе мы только поклоняемся и у Тебя только просим помощи», тогда говорит Аллах: «Это то, что между Мной и Моим рабом, и рабу Моему то, что он попросил». Когда же раб произносит: «Веди нас по дороге прямой, по дороге тех, которых Ты облагодетельствовал, не тех, которые находятся под гневом, и не заблудших». Говорит Аллах: «Это Моему рабу, а рабу Моему то, что попросил» (Муслим, 395).\

 

Первый аят.

Всевышний Аллах говорит: «С именем Аллаха, Милостивого /ар-Рахман/, Милосердного /ар-Рахим/» (аль-Фатиха, аят 1)

Аллах – это имя Господа миров и не назван этим именем никто, кроме Него. Это основа всех остальных Его имен. Смысл имени Аллах следующий: это «Тот, Кому поклоняются с любовью и возвеличиванием»

Ар-Рахман – означает «Обладатель обширной милости».

Ар-Рахим – это Тот, Кто оказывает Свою милость тем, кому пожелает. Таким образом, ар-Рахман и ар-Рахим – это два имени, которые указывают на сущность Всевышнего Аллаха и на Его описание милостью.

 

Второй аят.

«Хвала Аллаху, Господу миров».

Хвала (аль-хамд) – это совершенное восхваление, произносимое с любовью и возвеличиванием. Ученые сказали: простая похвала без любви и без возвеличивания не называется «хамд», а называется «мадх». Например, человек хвалит кого-то не потому, что любит, а потому что хочет от него что-то получить. Например, поэты восхваляют правителей, однако не любят их, а просто желают тех денег, которые есть у правителей или восхваляют их из-за страха. В отличие от них, мы восхваляем Всевышнего Аллаха с любовью и возвеличиванием.

Лишь Всевышний Аллах достоин этой совершенной хвалы. Поэтому, когда пророка (мир ему и благословение Аллаха) постигала радость, он говорил: «Хвала Аллаху, Который помогает завершить праведные дела». А когда его постигала беда, он говорил: «Хвала Аллаху в любом положении» (приводит Ибн Маджах, 3803; Хаким, 1/449).

Дальше мы говорим: «Господу миров /робб уль-’алямин/».

Господь (ар-Робб) – это тот, в ком собрались три качества: это Тот, Кто создал; Тот, Кто владеет и Тот, Кто управляет. Таким образом, из этой суры мы узнаем, что Аллах – Господь миров, то есть именно Он создал миры, Он ими владеет, Он ими управляет.

Что такое миры (аль-’алямин)? Как сказали ученые: «Все, помимо Аллаха, является мирами, которые Он создал».

 

Третий аят.

«Милостивому, Милосердному».

Как было сказано, имена ар-Рахман и ар-Рахим – это имена, описывающие Всевышнего Аллаха. С той лишь разницей, что ар-Рахман относится к сущности Аллаха, а ар-Рахим – к действиям Аллаха. То есть, Аллах – Милостивый сам по себе, Милующий других.

 

Четвертый аят.

«Властелину Дня воздаяния!»

День воздаяния – это Судный День. Слово «дин» в этом аяте имеет смысл “воздаяние”, хотя у этого слова есть и другие значения, среди которых – религия (как в аяте: «У вас есть ваша религия /дин/, а у меня – моя!» (сура аль-Кафирун, аят 6)).

Властелин – это описание Всевышнего Аллаха. Известно, что иногда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) читал этот аят, протягивая его, и получалось: «маалик», а иногда он не протягивал его и получалось: «малик». Разница в том, что первое слово означает «властелин, владелец», а второе – «царь». Таким образом, Всевышний Аллах будет Властелином в тот день, когда все творения получат воздаяние, а также Он будет единственным царем в Судный день, и не будет другого царя в этот день.

Этот аят подтверждает воскрешение из мертвых и воздаяние в Судный день.

 

Пятый аят.

«Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи».

Поклонение – это смиренность человека перед Всевышним Аллахом, сильнее которого уже не может быть смиренности и приниженности. Когда верующий совершает молитву, он прижимает самое почетное свое место (лоб) к земле, проявляя свою смиренность. Во время земного поклона лоб может покрыться пылью – это и есть унижение перед Всевышним Аллахом. Даже если ты предложишь верующему весь мир взамен на то, что он сделает тебе земной поклон, верующий никогда не согласится на это. Потому что он принижает самого себя только перед Всевышним Аллахом.

Поклонение (‘ибадат) Аллаху – это совершение всего того, что приказал Всевышний Аллах, и оставление всего того, что Он запретил. Поклонение требует от тебя выполнения того, что повелел Всевышний Аллах, и оставление всех запретов. И даже это поклонение мы не можем совершать без помощи Всевышнего Аллаха.

Мы говорим: «Тебя одного молим о помощи». Исти’ана – это просьба о помощи. Мы не можем поклоняться Аллаху, если не будет Его помощи в этом.

Из этого аята мы узнаем, что любое поклонение должно быть сделано только Аллаху. Кроме того, просить о помощи нужно именно Аллаха.

Если кто-то спросит: «Можно ли в  бытовых вопросах просить помощи у творений?»

Просить помощи у творений можно лишь в том случае, если они действительно способны тебе помочь. А если создание не может помочь тебе, то нельзя его просить. Например, просить о помощи мертвого – запрещено. Это является большим ширком. Потому что тот, кто в могиле, сам нуждается в помощи! Точно также запрещено просить о помощи отсутствующего, так как он не слышит тебя. И даже в дозволенных случаях, лучше не просить помощи ни у кого, кроме как при крайней необходимости.