Светлица в темнице

Однажды к нам в редакцию позвонил мужчина, отбывающий наказание в 4-ой лечебно-исправительной колонии, и попросил от имени всех мусульман выразить благодарность через нашу газету начальнику учреждения Дамиру Мансуровичу. Этот звонок, конечно же, не мог не привлечь наше внимание и, было решено встретиться с начальником и мусульманами данной колонии.

Обычно руководители исправительных учреждений строги и немногословны. Учитывая это, я долгое время ломала голову над тем, какие вопросы подготовить ко встрече с Дамиром Мансуровичем. Однако, когда я впервые увидела его, все сомнения рассеялись: стало понятно, что это добрый, мягкий, отзывчивый, великодушный человек. Говоря об учреждении, он начал рассказывать о своих первых впечатлениях, когда только-только прибыл в колонию: «Это учреждение интересно тем, что здесь лечатся больные туберкулёзом. У нас есть туберкулёзная больница и санитарное отделение. Своеобразен режим осужденных. При первом своём обходе я был удивлён тем, что мужчины имеют возможность поспать и днём. Таких условий, как у нас, нет нигде. Люди с утра завтракают, затем идут на лечебные процедуры. После социально-правовых мероприятий все идут обедать. Тяжелобольные принимают лекарства и идут отдыхать. Мусульмане идут в мечеть. Кто-то работает в одном из цехов при колонии, кто-то учится. Есть и такие, кто получает высшее образование», — говорит Дамир Мансурович.

По словам руководителя, несмотря на многочисленность различных наций, все живут в мире и согласии. Если на одной стороне находится церковь, то недалеко от неё возвышаются минареты мечети. В ближайшее время планируется строительство синагоги для евреев. Говоря о мечети, она построена в 2003 году. На сегодняшний день это крупнейшая кирпичная мечеть среди мечетей колоний России.

«По традициям каждой нации праздники проводим в масштабах всего учреждения, так как каждый осужденный — это, в первую очередь, человек. По взглядам понятно, как они ждут праздника», — говорит Дамир Мансурович. На вопрос: «Наверно много желающих посещать мечеть, каждому ли позволяется это делать?» начальник ответил: «В колонии много мусульман из Чечни, Дагестана, Ингушетии, Таджикистана, Узбекистана. При прибытии они в первую очередь спрашивают, есть ли у нас мечеть. Каждый желающий посещать мечеть проверяется, затем по степени тяжести заболевания и другим параметрам составляется список».

Когда мы вошли в мечеть, там находились 7-8 человек. Они читали Коран. Сразу же обратила внимание на чистоту и порядок вокруг. Чайник свистит, на полу — мягкие ковры, цветут разнообразные растения. В общем, там царила атмосфера уюта и душевного покоя. «Наша мечеть — особенная, — сказал Дамир Мансурович. — Растения, которые не могут расти в других комнатах и зданиях, здесь просто процветают». Ещё раз убедилась в том, что в этом доме Аллаха есть нур (свет) и баракат (благо).

Видеть здоровых мужчин за решёткой мне показалось дикостью, однако, несмотря на это, я скрыла свои эмоции и начала задавать интересующие меня вопросы. «Вы — мусульмане. Почему же вместо того, чтобы изначально вести праведный образ жизни, вы преступили закон? Посещая мечеть, просите ли вы у Аллаха прощение за содеянное? Можете ли вы в назидание другим рассказать о своих преступлениях?..» Мужчинам не хватило смелости ответить что-либо, хотя по их опущенным взглядам я поняла, что они раскаиваются за свои грехи. В конце концов один из них (Исмат) посмелел и начал рассказывать о своей судьбе. «Я читаю намаз с 14 лет, получил религиозное воспитание в семье. В колонию на 8 лет попал за распространение наркотиков. Тогда мне было 30 лет. Я свою вину, конечно, признаю. В суде судья даже удивился моим признательным показаниям, потому как обычно многие отрицают обвинения в свой адрес. Я был правдив, так как знал, что Аллаха мне не обмануть». После него и другие начали рассказывать.

«Нас в семье 12 детей — я самый старший, — признался Юльчи. – Поэтому я помогал родителям воспитывать младших братьев и сестёр. Из-за безработицы в Таджикистане, я приехал на заработки в Москву. Хотел, чтобы мои родные не испытывали нужду, но в итоге я совершил преступление — убил человека. Я признаю свою вину, раскаиваюсь, но прошлого не вернуть».

Позже о своей судьбе поведал Эльчин Эминов (он — староста в мечети): «Я попадаю в эту колонию третий раз. Но только в этот раз приобщился к мечети. Где бы не находились мусульмане, они всегда стараются жить дружно, помогая друг другу. Здесь у нас то же самое. Вместе читаем Коран, совершаем пятикратную молитву, изучаем арабский язык. Даже представители других национальностей, интересуясь Исламом, начали посещать мечеть. Мы обращаемся к руководству колонии с самыми разнообразными просьбами и нам всегда содействуют по мере возможностей. Мы постимся в месяц Рамадан, читаем таравих-намазы. Провели Курбан-байрам в масштабе всей колонии. Если бы руководитель был плохим, если бы он был глух к нашим просьбам, то такого праздника бы не было. Мусульмане собрали деньги на закупку продуктов и сладостей, приготовили вкусный плов. А халяльная продукция продаётся в магазине при колонии. В этом — большая заслуга Дамира Мансуровича. В день Курбан-байрам мы постарались угостить каждого осужденного. Тем, кто лежит в больнице, у кого нет родных и близких, которые могли бы посещать их и приносить еду и деньги, мы раздавали хаер (милостыню). Вот так мы живём», — говорит Эльчин.

Общение начиналось тяжело, но постепенно мы разговорились. Я пожелала осужденным мусульманам держаться прямого пути, ценя каждую минуту жизни. На том мы попрощались.

О Аллах, пусть эти прошедшие мирские испытания люди больше не совершат преступлений, помоги им устроить жизнь на свободе!

Гузель Шакирова.

 

Статистические данные:

Данной колонии исполнилось 55 лет.

В рассчитанной на 1330 человек колонии на сегодняшний день содержатся 870 мужчин, из них около двадцати – татары.

42 человека в возрасте до 25 лет.

127 человек в возрасте от 25 до 30 лет.

30-35-илетних – 218 мужчин.

424 человека отбывают наказание будучи в возрасте от 35 до 55.

В возрасте до 60 лет — 29 человек.

15 осужденных старше 60-и.

Основной контингент — из Удмуртской республики;

200 человек — из Мордовии;

162 человека – из Ульяновской области;

Из Рязанской области – 42 человека.