Тайна предопределения

В Священном Коране сказано: «Любое несчастье, которое происходит на земле и с вами самими, записано в Писании еще до того, как Мы сотворили его. Воистину, это для Аллаха легко. Мы поведали об этом для того, чтобы вы не печалились о том, что вы упустили, и не радовались тому, что Он вам даровал» (Коран, сура «Железо»: 22-23).

Запись, упомянутая в аяте, — это то, что Аллах предопределил, предписал и предначертал. Это относится не только к бедам и несчастьям, но и ко всему, что происходит на земле. Доброе и злое, малое и большое – все записано в Хранимой скрижали. Таинство этой величайшей истины непостижимо для человеческого разума. Оно поражает и изумляет, но для Аллаха подобное не составляет труда.

Всевышний приоткрыл людям тайну предопределения для того, чтобы они уверовали в судьбу и смотрели на добро и зло сквозь призму божественного установления. Если верующий человек лишается чего-то желанного, то он не отчаивается и не печалится, потому что твердо знает: именно это было записано в Хранимой скрижали. Это непременно должно было произойти, и ничто не могло предотвратить такой ход событий. Если же Аллах дарует ему нечто хорошее, то он не ликует, а благодарит Аллаха за то, что Тот одарил его добром и уберег от бед и несчастий.

Аллах не любит грубых и надменных невежд, которые восхищаются собой и гордятся дарованными Аллахом благами. Они приписывают эти блага себе и связывают их со своими заслугами, тем самым преступая границы дозволенного и отвращаясь от своего Господа.

Вера в предопределение является одним из столпов Имана, то есть одним из ее обязательных элементов, без которого вера человека будет неправильной.

Кроме того, вера в предопределение подразумевает веру в четыре вещи:

Первое — вера в знание Аллаха.

Это вера в то, что Аллах заранее знает обо всем, что будет, знает положение людей, их пропитание, срок их жизни и смерти, их деяния и т.д. И ничего не скрыто от Него из прошлого, будущего и настоящего. Всевышний сказал: «…чтобы вы знали, что Аллах над всем мощен и что Аллах все объемлет знанием» (Коран. Сура «Развод»:1-2).

Второе — вера в запись всего.

Это вера в существование «записи», состоявшейся еще до того, как Аллах сотворил наш мир со всеми его обитателями. Как сообщается в хадисе, «Прежде всего Аллах сотворил перо и велел ему: «Запиши обо всем, что произойдет до самого Судного Дня»».  Всевышний сказал в Коране: «Любое несчастье, которое происходит на земле и с вами самими, записано в Писании еще до того, как Мы сотворили его» (Коран, сура «Железо»: 22-23).

Третье — вера в волю Аллаха.

Это вера в неограниченность воли и возможностей Аллаха: если пожелает Аллах что-либо, то это непременно произойдет, а если не пожелает — то этого ни за что не будет. Как сказал Всевышний в благородном Коране: «Поистине, Аллах делает, что пожелает». (Коран. Хадж: 19).

Четвертое — вера в сотворенность.

Это вера в то, что все в мире создано Аллахом, нет создателя, помимо Него, и нет Господа, помимо Него.

В Коране сказано: «О люди, помните милость Аллаха вам! Есть ли какой-нибудь творец, кроме Аллаха? Он посылает вам удел с неба и земли. Нет божества, кроме Него!» (Коран. 35: 3).

Обобщая эти четыре пункта, мы говорим: о каждой вещи в нашем мире Аллах обладал знанием еще до того, как наш мир был создан; затем об этой вещи было записано в Хранимой скрижали; затем Аллах пожелал ее появления на свет и, когда подошло ее время, Аллах создал и сотворил ее. Именно эти четыре пункта и называются верой в предопределение.