Частые вопросы о посте в Рамадан

Вопрос: Как быть тем, кто по состоянию здоровья не может поститься? И кто еще относится к таким людям?

Ответ. Всевышний обязал поститься только тех, кто способен соблюдать пост. Тем же, кто не может поститься по уважительной причине, нужно накормить нуждающихся людей. Уважительными причинами являются следующие.

Первая причина: болезнь.

Болезнью называется любое состояние, противоположное здоровому. Здоровый человек во время поста испытывает усталость, это не причина прерывать пост.

В отличие от него, больной человек испытывает не усталость, а боли. Так что если есть опасения, что болезнь усилится или исцеление затянется, или пост повредит какому-либо органу тела, то следует прерывать уразу. Пост для него – порицаем, а иногда вообще запретен, так как может привести его к гибели, а этого необходимо остерегаться. Больной, которому пост не наносит вреда, не должен разговляться. Под болезнью подразумевается такое состояние, когда пост вредит.

Основа в этом – слова Всевышнего Аллаха: «А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время» (сура Бакара, аят 184).

 

Вторая причина: путешествие.

Тем, кто находится в пути, также разрешено прервать пост, но по возвращении домой пропущенные дни нужно возместить. При этом поставлены следующие условия:

  1. Расстояние, на которое выезжает человек, должно быть далеким. То есть таким, в котором дозволено сокращать намазы (по большинству мазхабов это примерно 80 км и более, по другим мазхабам цифра может отличаться).
  2. Путешествие не должно содержать в себе грех или иметь греховную цель. В том числе, не должно быть намерения избежать ответственности за соблюдение уразы.

Также нужно отметить, что путник имеет право выбрать, поститься ему или отказаться от поста на время пути. Если пост не вредит ему, и он не чувствует себя слабым, то нет ничего плохого в том, чтобы продолжать поститься в пути.

 

Третья причина: беременность и кормление ребенка грудным молоком.

Ученые единодушны, что беременная и кормящая мать могут разговляться в месяц Рамадан, если они боятся навредить постом себе или своему ребенку. В хадисе сообщается: «Воистину, Аллах освободил путников от поста и половины молитв, а беременных и кормящих грудью женщин освободил от поста».

 

Четвертая причина: старость.

Старики, у которых нет достаточных сил для того, чтобы поститься, не обязаны соблюдать пост. В Коране сказано: «А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка» (сура «аль-Бакара», аят 184). Ибн Аббас сказал: «Этот аят касается престарелых, которые не могут поститься; они заменяют каждый день поста кормлением одного бедняка».

Кроме того, малолетние дети вообще не обязаны соблюдать пост, так как в обязанность он вменяется лишь в период полового созревания. Но по мере взросления ребенка родителям следует прививать ему любовь к поклонению и религиозным традициям.

Наконец, женщины освобождаются от поста во время месячных, и эти дни они тоже должны возместить до следующего рамазана.

 

Можно ли поститься за других людей, если они не в состоянии соблюдать пост, и можно ли поститься за умерших?

Если человек не в состоянии поститься в рамазане из-за острого заболевания, он должен возместить пост до наступления следующего рамазана. За каждый пропущенный день нужно поститься только один день. Но если заболевание хроническое и больной не надеется на выздоровление, то ему полагается накормить одного бедняка за каждый день поста. В шариате это называется фидья. В мечетях осуществляют сборы фидьи, но желающие могут и сами организовать благотворительный ужин. Например, по истечении первых десяти дней рамазана пригласить на ифтар десять бедняков, через десять дней снова собрать десять человек и по завершении поста еще раз накормить десятерых.

Можно накормить сразу тридцать человек по завершении рамазана. Но не в начале рамазана, так как долг за пропущенный пост еще не сформировался.

Некоторые раздают фидью деньгами, и здесь нужно понимать суть вопроса. Вы можете перечислить деньги мечети или фонду, чтобы они накормили бедняков за вас. Но вручать деньги нуждающемуся в качестве фидьи неправильно! В Коране четко прописано, что нужно накормить бедняка. Помогая ему деньгами, нельзя быть уверенным в том, что он потратит их на еду, а не на другие нужды. Материальная помощь — это прекрасный поступок, но он не засчитывается как фидья.

А что касается поста за умерших, то такое допустимо лишь тогда, когда человек перед смертью дал обет поститься сверх поста в рамазане и умер, не исполнив его. В таком случае исполнить обет за него могут сын, дочь или другой родственник. Но это не имеет отношения к посту в рамазане. Поэтому мы не должны поститься с таким намерением, чтобы «подарить» награду за пост кому-то из умерших.

 

Может ли пожарный нарушить пост, если это необходимо для спасения жизни человека?

Пожарным разрешается нарушить пост при тушении пожара, если этого требуют обстоятельства или если им необходимо принять лекарственные препараты. Также разрешается нырнуть в воду для спасения человека, даже если это повлечет за собой нарушение поста. В таких случаях необходимо возместить пропущенный день по завершении рамадана в течение года.

Отдельно нужно пояснить насчет купания в воде во время Рамадана. Нет ничего запретного в плавании в реке, принятии душа и так далее во время поста. Но человек должен сделать все, чтобы вода не попала ему внутрь (в горло). Само же купание бодрит постящегося и облегчает ему пост.

 

На ту же тему
Ислам в Удмуртии © 2017   · Ссылка обязательна!   ·

Наверх