Опасность лицемерия

Уважаемые мусульмане! Всевышний Аллах в самом начале суры аль-Бакара («Корова») упомянул о трёх группах людей этого мира: верующие, неверные и лицемеры (мунафики). О верующих Аллах сказал в четырёх аятах, о неверных — в двух аятах, а о лицемерах — в тринадцати аятах. Аллах уделил большое внимание повествованию о лицемерах по причине их большого вреда, именно они всегда становятся главной причиной всех смут и искушений для мусульман, именно они приносят все беды людям Ислама и пытаются ввести людей в заблуждение. Никто не может  нанести Исламу такого вреда, на который способен лицемер (мунафик), потому что последний входит в доверие, знает тайны, позиционирует себя как сторонник и даже защитник Ислама, но на самом деле он — истый враг Ислама.

Нифак (лицемерие) – это внешняя демонстрация приверженности Исламу и совершение праведных дел, которое сопровождается внутренним неверием (куфром) и злом. Это слово происходит от корня «Н+Ф+К» и образуется от глагола «На̀ФаКа», этот глагол в основе арабского языка указывает на то, как тушканчик «прячется в свою нору». Затем это слово приобрело вторичный смысл: «лицемерие», потому что тушканчик в своей норе всегда имеет безопасный выход в другом месте, и если ты попытаешься поймать его через один вход в норку, то потерпишь неудачу, так как животное всегда найдет себе выход в другом месте. Лицемер (мунафик) подобен этому тушканчику, он всегда ищет для себя запасной выход, он старается угодить и мусульманам, и неверным, желает усидеть на двух стульях. Внешне он делает всё, чтобы угодить мусульманам и удобно адаптироваться в их обществе, с другой стороны в сердце он остается связанным с неверием (куфром) и ищет выгоды у неверующих.

Всевышний Аллах сказал: «Воистину, лицемеры окажутся на нижайшей ступени Огня, и ты не найдешь для них помощника» (Коран 4: 145).

«Они пытаются обмануть Аллаха и верующих, но обманывают только самих себя и не осознают этого. Их сердца поражены недугом. Да усилит Аллах их недуг! Им уготованы мучительные страдания за то, что они лгали» (Коран 2: 9-10)

Лицемерие (нифак) делится на два вида: великое лицемерие (нифак акбар) и малое лицемерие (нифак асгар).

Великое лицемерие (нифак акбар) – это лицемерие в убеждениях. Оно заключается в том, что человек внешне проявляет себя как мусульманин, скрывая при этом неверие (куфр). Данный вид лицемерия (нифака) полностью выводит человека из Ислама. Такие люди существовали во все времена, особенно в те периоды, когда Ислам набирает силу, и неверные не могут противостоять ему в открытую. Они внешне принимают  Ислам либо для сохранения своих мирских интересов, либо, что еще хуже, для вредительства и борьбы с мусульманами изнутри. Лицемер (мунафик) на языке утверждает, что он верит в Аллаха, в Коран, в пророка (мир ему и благословение Аллаха), в ангелов и в Судный День, но в сердце он всё это считает ложью, он не верит в Аллаха, не верит в то, что Он лично произнёс слова Корана, а затем ниспослал его человечеству через пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Они не прислушиваются к предостережениям пророка (мир ему и благословение Аллаха), не боятся наказания своего Господа.

В отличие от этого малое лицемерие (нифак асгар) – это лицемерие в делах, то есть совершение каких-либо действий, которые свойственны лицемерам (мунафикам), при наличии Веры (Имана) в сердце и некоторых других деяний, вроде намаза, уразы и т.д. Такое лицемерие (нифак) не выводит человека из Религии, однако оно приближает человека к этому. Человек, совершающий дела лицемерия, имеет Веру (Иман), но наряду с ним он имеет какую-то долю лицемерия (нифак), и если эта доля увеличится и охватит его, то она вытеснит Веру (Иман), и он станет абсолютным лицемером (мунафиком). Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Есть четыре качества, тот в ком они присутствуют, является абсолютным лицемером, а в ком будет одно из этих качеств, в том будет одно из качеств лицемерия, пока он не оставит его. Если ему доверяют, он обманывает доверие, если говорит, то врёт, если обещает, то нарушает обещание, и если препирается, то отходит от Истины» (хадис привели аль-Бухари и Муслим).

Кто объединит в себе все четыре качества, указанные в хадисе, тот соберет в себе достаточно зла для того, чтобы считаться истинным лицемером (мунафиком) в делах. Тот же, кто обладает одним из этих качеств, приобретает одно из качеств лицемерия (нифака). Такое возможно, порой, в одном человеке могут присутствовать качества добра и зла, качества Веры (Имана) с одной стороны и качества неверия (куфра) и лицемерия (нифака) — с другой. Такой человек заслуживает награды от Аллаха по мере своей Веры (Имана) и наказания по мере своего лицемерия (нифака).

Поэтому надо осознавать, что лицемерие (нифак) может  быть не только у тех людей, которые осознанно не верят в исламскую Религию. Лицемерие, в той или иной степени, может быть присуще и людям, которые искренне осознают себя мусульманами и единобожниками. Например, леность при  совершении коллективной молитвы (намаз) в мечети, является одним из признаков лицемерия, который может поразить и некоторых верующих людей. Если какое-либо дело названо лицемерием или признаком лицемеров, то следует избегать этих признаков всеми путями, чтобы не стать одним из них, потому что лицемерие — это очень опасное качество. Сподвижники посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) боялись впасть в эту смуту и остерегались любых проявлений лицемерия. Ибн Абу Мулейка сказал: «Я встретил тридцать сподвижников посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и все они боялись впасть в лицемерие».

В завершение прошу Аллаха Всемогущего и Всемилостивого дать нам всем полезные знания, вести нас по пути Единобожия и уберечь нас от многобожия, одарить нас крепкой Верой и оградить нас от неверия, дать нам понимание в Его Религии и  сделать нас преданными рабами, благодарными своему Создателю. Просим Аллаха искренности во всех наших словах и делах, помыслах и намерениях. И обращаемся к защите Аллаха от лицемерия и малодушия, от грехов и ошибок. Аллах на всё это способен и Он наш Покровитель!

Читайте также: