Пятничная проповедь Фаиза-хазрата в начале нового мусульманского года.

Завершился 1432 год по мусульманскому календарю, и наступил 1433 год. Такие даты важны для нас, мусульман, прежде всего для того, чтобы мы могли оценить самих себя и свои дела. Какими мы были год назад? Что сделали в течение прошедшего года? Какие добрые дела приготовили для своей загробной жизни? Эти вопросы волнуют верующих людей…
Новый год для нас — это начало новых добрых дел. Неслучайно, что первый месяц в мусульманском календаре — это священный месяц Мухаррам. Это месяц поста, воздержания от конфликтов, тяжких грехов и любого «харама». В этом месяце есть великий день — Ашура. И потому сейчас у нас должно быть особое ощущение от наступления этого месяца, ведь за добрые дела, совершенные в течение Мухаррама, Всевышний дарует особую награду. Таковы наши чувства накануне смены одного года другим.
Окончание одного года и наступление нового должно навести нас на мысль, как быстро проходит наша жизнь. Дни сменяются другими, и еще один год ушел из нашей жизни. Вспомним завещание наших праведных предшественников, которые говорили: «О потомок Адама! Помни, что ты — всего лишь некоторое количество дней. И когда завершается очередной день, ушла часть тебя!» И вот у одних из нас ушла уже половина части, а у других — еще больше. Тем более что никто из нас не знает, когда ждать своей смерти. И возможно, ты еще молод, но большая часть отпущенных для тебя дней уже ушла. Остается только спросить: готовы ли мы к завершению нашей жизни, к тому, чтобы предстать перед Всевышним и понести отчет за свою жизнь и совершенные нами дела?
Верующий человек должен помнить, что мирская жизнь — это время, в течение которого нужно совершить праведные дела, которые принесут тебе награду в следующей, вечной жизни. Обратите внимание, что Всевышний не требует того, чтобы мы все свое время проводили исключительно в молитвах. Мы можем вести обычный образ жизни, работать и обустраиваться и лишь небольшую часть своего времени посвящать совершению тех самых праведных, богоугодных дел.
Сам Всевышний научил нас такому поведению. Он сказал: «О верующие! Устрашитесь Аллаха, и пусть каждый человек посмотрит, что он приготовил на завтрашний день. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете. Не будьте подобны тем, которые забыли Аллаха, и которых Он заставил забыть самих себя. Они являются нечестивцами» (59:18-19).
На самом деле, это великое наставление для людей размышляющих — подумать, что мы приготовили для Судного Дня! Подчеркивая его важность, один из величайших сподвижников Умар ибн аль-Хаттаб говорил: «О люди! Сами оцените свою жизнь, не дожидаясь, пока вас оценят. И самостоятельно взвесьте свои дела, прежде чем их взвесят. Если вы так сделаете, ваш завтрашний расчет будет намного легче. Так приготовьтесь же ко Дню Великого расчета».
Поэтому мы призываем людей встать на путь праведности, совершать богоугодные дела с верой в Аллаха и в Судный День. Не бойтесь совершать праведные поступки. Не нужно также стесняться реакции окружающих на то, что ты вдруг начнешь соблюдать принципы Ислама в своей жизни, начнешь соблюдать намазы или посещать мечети. В достоверном хадисе сказано: «Если человек стремится добиться довольства Аллаха, даже если при этом некоторые люди будут недовольны, Всевышний смилуется над этим человеком и сделает так, чтобы остальные люди стали довольными. Но если человек стремится добиться довольства людей, даже если это разгневает Аллаха, то тогда и Всевышний разгневается и сделает так, чтобы остальные люди стали разгневанными».
Также нам нужно задуматься над тем, как много людей уходит из этого мира. Сколько наших знакомых и родственников, сколько молодых людей завершили свой жизненный путь. Куда они ушли и что с ними стало после смерти? Всевышний сказал Своему Пророку (мир ему и благословение Аллаха): «И ты умрешь, и они (люди) тоже все смертны. Но потом всем вам предстоит понести отчет за свои дела перед вашим Господом». Так вот что станет с людьми после смерти, и вот куда они будут держать свой путь! Отчет перед Всевышним за совершенные дела и прожитую жизнь ожидает каждого человека. Особенно сейчас, на смене лет, нам нужно об этом серьезно задуматься.
Мы провожаем один год. Мы прощаемся с ним и передаем Всевышнему всё, что мы совершили в течение этого года. Теперь эти поступки будут находиться у Аллаха до тех пор, пока мы не воскреснем в Судный День и не придем к месту нашего отчета.
Просим Аллаха простить все плохое, что было совершено нами ранее, а также помочь совершать в будущем только праведные поступки, которыми Он будет доволен.

Фаиз-хазрат Ижевская Соборная мечеть

 

 

Значение месяца Мухаррам

Мусульманское летоисчисление начинает свой отсчёт с великого события – переселения пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) со своими сподвижниками из Мекки в Медину, что по-арабски называется «хиджра». С этого момента началось стремительное распространение Ислама не только в пределах Аравийского полуострова, но и по всему миру. Решение о введении нового календаря принял халиф Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах), посоветовавшись с другими сподвижниками. Поэтому мусульманский календарь называется «Хиджри». Мусульманский календарь является лунным, поэтому в одни годы он бывает короче солнечного на десять, в другие – на одиннадцать дней, постепенно смещаясь по отношению к солнечному летоисчислению. Количество месяцев так же, как и в солнечном календаре, двенадцать. Вот их названия по порядку:

  1. Аль-Мухаррам.
  2. Са́фар.
  3. Рабии’у ль-авваль.
  4. Рабии’у с-саани. ‎
  5. Джумаада ль-ууля.
  6. Джумаада ль-аахыра.
  7. Ра́джаб.
  8. Шаабан.
  9. Рамадан.
  10. Шавваль.
  11. Зуль-Ка’да.
  12. Зуль-Хиджа.

 

Почему этот месяц назван аль-Мухаррам?

Аль-Мухаррам в переводе с арабского означает «запретный». По поводу причины названия месяца существует ряд мнений:

  1. Месяц назван «аль-Мухаррам» по той причине, что считалось запретным вести вооруженные военные действия в его дни, за исключением обороны от нападения врагов. Это наиболее предпочтительное и правильное мнение.
  2. По причине того, что в этот месяц рай стал запретным для Иблиса (сатаны).
  3. По причине того, что запрет на совершение грехов в этот месяц становится строже, подобно другим запретным месяцам.

Таким образом, кроме того, что аль-Мухаррам – это первый месяц в году, он также является одним из запретных месяцев, имеющих ряд достоинств, на которые указывают аяты Священного Корана и Пречистая Сунна.

Особая значимость этого месяца:

Всевышний Аллах сказал: «Воистину, число месяцев у Аллаха двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них запретные. Такова правая религия, и посему не поступайте в них несправедливо по отношению к себе» (Коран, сура 9 «ат-Тауба», 36).

Автор комментариев к Корану имам Аль-Куртуби (да одарит его Аллах своей милостью) по поводу этих аятов сказал: «Всевышний Аллах особо выделил четыре заповедных месяца, запретив проявлять в них несправедливость (хотя несправедливость запрещена в любое время), что указывает на их особую значимость».

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Лучший пост после Рамадана – это пост в месяце Аллаха аль-Мухаррам» (Муслим, 1163). В этом хадисе аль-Мухаррам назван «месяцем Аллаха», и это указывает на его достоинство.

По поводу предыдущего хадиса Ибн Касим (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «В этом хадисе указывается, что после Рамадана наилучшим месяцем, предназначенным для соблюдения добровольного поста, следует считать месяц аль-Мухаррам. Действительно, добровольные посты в некоторые дни года могут быть лучше отдельных дней месяца аль-Мухаррам, как, например, день Арафат, первые десять дней месяца Зуль-Хиджа. Но добровольный пост в течение всего или большей части месяца аль-Мухаррам является лучшим после Рамадана…».

Из особенностей месяца аль-Мухаррам – то, что в нем присутствует день Ашура, а в соответствии с Сунной этот день рекомендуется проводить в посте. Ашура является десятым днем этого месяца.

Приведём некоторые хадисы, указывающие на достоинство этого дня:

  1. Ар-Рубай бинт Муаз (да будет доволен ею Аллах) сказала: «В середине дня Ашура Пророк (мир ему и благословение Аллаха)  отправил человека к селениям ансаров со словами: «Кто сегодня не постится, пусть воздерживается от еды и питья до конца дня, а кто постится с утра, пусть продолжает пост». После этого мы постились и велели поститься нашим детям. Мы делали им игрушки из крашеной шерсти, и если кто-то начинал плакать, желая покушать, мы давали ему эту игрушку до тех пор, пока не наступит время разговения» (Аль-Бухари, 1960).
  2. Сообщается, что Ибн Аббас сказал:  «Пророк прибыл в Медину, и увидел, что иудеи постятся в день Ашура. Он спросил их: «Что это?» Они ответили: «Это великий день! Именно в нем Аллах спас сынов Исраиля от их врага, и Муса стал поститься в этот день». Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я более достоин Мусы, чем вы!» Затем он постился и велел соблюдать этот пост» (Аль-Бухари, 2004).
  3. Сообщается, что Ибн Аббаса спросили о посте в день Ашура, на что он ответил:  «Мне неизвестно, чтобы посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) постился в какой-либо день из-за его превосходства над другими днями, кроме этого дня, или в какой-либо месяц из-за его превосходства над другими месяцами, кроме Рамадана»(Муслим, 2718).
  4. Сообщается, что Абу Катада (да будет доволен им Аллах) сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто постится три дня в каждом месяце и в течение Рамадана, тот словно постоянно бывает в посте. За пост в день Арафата я надеюсь, что Аллах сотрёт грехи предыдущего года и будущего, а за пост в день Ашура я надеюсь, что Аллах сотрёт грехи предыдущего года» (Муслим, 2803).

Просим Аллаха простить наши грехи, совершённые в прошлом году, и просим у Него помощи и содействия в совершении благих дел в наступившем году.