Сто лет мечети имперского Петербурга

Сто лет мечети имперского Петербурга Мусульмане России отмечают этот юбилей, как символ перехода от гонений на Ислам (при Петре I и Советской власти) к веротерпимости и равноправию (от Столыпина до демократизации в XXI веке).
История и даже предыстория этой мечети – наглядное свидетельство, с каким трудом элита Российской Империи отказывалась от негативизма в отношении «инородцев» и «иноверцев», училась строить цивилизованные отношения с многочисленными народами, вошедшими в состав Империи. Само место мечети знаковое – это центр, откуда начался Санкт-Петерсбурх (первое голландское название!), здесь первый Домик Петра, здесь был первый Троицкий собор, рядом усыпальница императоров в соборе
Петропавловской крепости. А ведь Пётр сгноил на стройках среди прочих и тысячи мусульман. Заложенную им жёстко антиисламскую политику пришлось смягчать Екатерине II. Большевики, сначала заигрывавшие с «инородцами» для борьбы с самодержавием, сами потом учинили антирелигиозные гонения. Оказывается, последнюю точку в принятиирешения о строительстве Соборной мечети в Петербурге сыграл мудрый политик Столыпин. Он хотел «не великих потрясений, но великой России». Услышим ли мы сегодня этот призыв? И какова в этом роль мечетей? От нетерпимости и революций – к
«великой России» в её многообразии Действительно, на примерах истории видно, насколько Пётр Аркадьевич Столыпин был и прав, и прозорлив. Он сумел сделать выводы из революционных потрясений 1905-1907 гг. Очевидно, что без его настойчивости мечеть близ Петропавловки могла бы и вовсе не появиться – ведь просьбы о строительстве шли от мусульман аж… с петровских времён! Да, именно в те годы строители города мечтали об этом, с конца XVIII в. официально ходатайствовали о выделении земли. Более того, в 1803 и 1804 гг. были проекты «Татарской мечети» и «Татарского подворья», но они остались на бумаге. Автором последнего был не кто иной, как великий архитектор А. Н. Воронихин. Лишь в 1861 г. было принято прошение, но также не реализовано. Наконец, в 1881 г. план Соборной мечети был согласован со всеми ветвями власти. Но вот торжественное открытие, точнее закладка камня случилась лишь… в 1910 году (это и есть повод для нынешнего юбилея). А само открытие произошлоещё позже – в 1913 г., и было сознательно приурочено к Трёхсотлетию Дома Романовых. Увы, катализатором смягчения в отношении мусульман стали «великие потрясения» 1905 года. Напомню, в итоге Указ о веротерпимости был подписан в 1907 году.
Эти исторические реалии нельзя было не вспомнить во время торжеств 16 марта 2010 года, когда мусульмане отмечали 100-летие знаменитого на весь мир, выдающегося памятника истории и архитектуры
Петербурга – его Соборной мечети. Много интересного прозвучало в этот день от учёных и имамов, дипломатов и представителей диаспор. Много спорного и даже тревожного осталось «за скобками».
Сила общества – в учёных Требует отдельного освещения тема «Творческое общение Вл. Соловьёва с
Атауллой Баязитовым», который помогал ему писать книгу «Магомет, его жизнь и религиозное учение». По словам нынешнего директора Эрмитажа, арабиста М.Б. Пиотровского, Соловьёв «сумел глубже многих проникнуть во внутренний мир Мухаммада (мир ему и благословение)». А ведь именно Баязитов подал
прошение и затем стал имамом Соборной мечети на Неве, лично общался со Столыпиным.
И всё же не все достижения тех времён мы смогли восстановить после большевистского лихолетья. Значит столыпинские ориентиры надо ещё возрождать? Об этом нельзя не думать на берегах Невы, юридической «альма-матер», откуда вышли лидеры современной России…
Джаннат Сергей Маркус