История пророка Ибрахима: призыв людей к единобожию

В предыдущих номерах нашей газеты мы начали рассказ о жизни пророка Ибрахима (Авраама). Упоминали, что в юности он отличался наилучшими человеческими качествами, такими как: честность, верность слову, доброта, умение прощать обидчиков и многими другими. Став пророком и получив первое откровение от Всевышнего, Ибрахим обратился с ним прежде всего к своему отцу, подтверждая, что божественная религия учит проявлять благочестие к родителям. На этом месте мы остановились в прошлый раз, и рассмотрим, что было с Ибрахимом дальше.

Религия Ибрахима.

Ибрахим пришел к вере о Едином Боге путем созерцательного размышления, и уже после этого  получил Откровение и стал пророком. Поэтому в Коране он называется ханифом (верным).  Ханифы - это те люди, которые не принадлежали ни к одной религиозной системе и приходили к вере в Бога путем размышлений о сути мироздания.
Евреи считают, что  пророк Ибрахим  был иудеем.  Христиане же  полагают, что Ибрахим был христианином. Информации о религиозной принадлежности Аврама в книге Бытие нет.  Но, тем не менее, однозначно можно сказать, что он не был иудеем, т. к. все атрибуты Иудаизма как религии (Тора, Талмуд и т.д.) появились гораздо позже.  По этой же причине, он, тем более, не мог быть христианином. Таким образом, согласно Библии, этот вопрос остается открытым, и никакой конкретности здесь нет.
Такое видение роли пророка Ибрахима   иудеями и христианами,  послужило причиной серьезных споров и конфликтов между последователями двух конфессий.  В Коране же Всевышний Господь дает ответ на этот  многовековой спор иудеев и христиан:

«О люди Писания! Почему вы препираетесь относительно Ибрахима , ведь Таурат (Тора) и Инджил (Евангелие) были ниспосланы только после него. Неужели вы не разумеете?
Вы были людьми, которые препирались относительно того, что им известно. Почему же теперь вы препираетесь относительно того, что вам неизвестно? Аллах знает, а вы не знаете.
Ибрахим не был ни иудеем, ни христианином. Он был единобожником, мусульманином и не был из числа многобожников.
Воистину, самыми близкими к Ибрахиму людьми являются те, которые последовали за ним, а также этот Пророк (Мухаммад) и верующие. Аллах же является Покровителем верующих» (3 аль-Имран (Семейство Имрана), 65-68)

«Неужели вы скажете, что Ибрахим , Исмаил , Исхак , Йакуб и колена (двенадцать сыновей Йакуба) были иудеями или христианами? Скажи: «Вы лучше знаете или же Аллах? Кто может быть несправедливее того, кто скрыл имеющееся у него от Аллаха свидетельство? Аллах не пребывает в неведении относительно того, что вы совершаете» (2 аль-Бакара (Корова), 140)

Кроме этого, Ибрахим в Коране несколько раз назван мусульманином (арабс. муслим). Но это не значит, что он исповедовал Ислам со всеми его атрибутами в нынешнем виде (Коран, Шариат и т. д.). Слово «муслим» переводится с арабского как «покорный (Богу)». То же самое означает и производная от этого слова - Салям (согласные с, л, м).  Ислам (покорность Богу) - это религия, которая не названа в честь ее основателя или исповедующего ее племени.  Все мусульмане являются покорными Богу. Согласно Корану и Сунне, покорными являлись и все пророки (мир им) в истории человечества, в т. ч. и Ибрахим. Вероучение, которое они все исповедовали и несли людям, было одним и тем же, в его основе лежит строгое Единобожие, однако отдельные обряды и нормы могли отличаться.
Таким образом, согласно Корана,  Ибрахим был ханифом (верным Богу) и мусульманином (покорным Ему).

Проповеди Ибрахима и отношение его народа к истине.

Пророк Ибрахим с молодых лет вел активные проповеди среди своего народа, призывал их отречься от язычества и уверовать в единого Бога. Он разъяснял жителям Месопотамии, что небесные тела или идолы, которым они поклоняются, не должны восприниматься как объекты поклонения,  поскольку они – всего лишь творения, появившиеся на небе по воле Аллаха, и лишь Аллах мощен над ними и повелевает им быть. Однако народ не внял зову Пророка и ополчился против него. Их отношения к проповедям Ибрахима выражались следующим образом:

Споры и препирательства с Пророком: «Его народ стал препираться с ним, и тогда он сказал: «Неужели вы станете препираться со мной относительно Аллаха?»

Обвинение Пророка во лжи: «Если они сочтут тебя (Мухаммад) лжецом, то ведь еще раньше пророков считали лжецами народ Нуха, адиты, самудяне, народ Ибрахима, народ Лута и жители Мадьяна. Мусу тоже сочли лжецом…» (22 Xaдж, 42-44)

Слепое следование религии своих предков: «Вот он (Ибрахим) сказал своему отцу и народу: «Что это за изваяния, которым вы предаетесь?» Они сказали: «Мы видели, что наши отцы поклонялись им». Он сказал: «Воистину, вы и ваши отцы пребываете в очевидном заблуждении» (21 аль-Анбийа (Пророки), 52-56).

Стоило Ибрахиму объявить о своем обращении, как его народ начал препираться с ним. Не желая признать того, что их божества не способны принести ни пользы, ни вреда; что солнце, луна и звезды - всего лишь небесные тела; что их убеждения пусты - они стали спорить о Всемогущем Аллахе, осудив при этом Ибрахима за его неверность традициям предков. Но истинный праведник Ибрахим поступил как подобает праведнику: он продолжил говорить об Аллахе, которому он уверовал, спокойно и уверенно, терпеливо и настоятельно.

Ибрахим разбивает идолов.

Именно тогда произошла история с разбиванием идолов. Она свидетельствует о том, что Ибрахим перешел от увещеваний к действиям. Он вознамерился наглядно показать своему народу беспомощность и бесполезность идолов, которым они поклонялись. Для этого, он выбрал время всенародного праздника, когда все люди собирались вместе в одном районе города. Ибрахим  вначале вышел вместе со всеми на праздник, но тут он взглянул на звезды и сказал: «Я болен». Он решил притвориться больным для того, чтобы уединиться и завершить то, что задумал. Он дождался, пока все многобожники ушли на празднество, а затем украдкой пробрался к идолам. Добравшись до них, он с насмешкой спросил: «Не поесть ли вам? Что с вами? Почему вы не разговариваете?» Вы совершенно не достойны поклонения, потому что у вас больше недостатков, чем у животных: они хотя бы едят и разговаривают друг с другом, а вы не способны даже на это.  Затем Ибрахим взял топор и уничтожил идолов, оставив в сохранности только одного их них, главного, почитаемого его народом. Когда люди вернулись с праздника, они увидели, что все почитаемые ими идолы разбиты и повержены.  Тогда они стали обвинять Ибрахима и расспрашивать, не его ли рук это дело?  Ибрахим же указав на того единственного идола, которого он оставил в сохранности, ответил:  «…«Нет! Это содеял их старший, вот этот. Спросите их самих, если они способны разговаривать»…». Горожане стали в недоумении отвечать Ибрахиму,  как же спросить идолов, если они не умеют  говорить.  Тогда Ибрахим   стал  объяснять людям, как же можно поклоняться тому, кто не в состоянии даже говорить, даже защитить самого себя;   кто не способен  ни «…помочь или навредить вам...»

Встреча Ибрахима с царем своего народа.

Когда об инциденте с разбиением идолов донесли царю, он приказал Ибрахиму явиться к нему. Толкователи и исследователи генеалогии, в дополнение к преданиям, утверждают, что этим царем был Нимрод, которому еще задолго до рождения Ибрахима предсказали о рождении в его городе Пророка, который сокрушит его языческое царство. Нимрод царствовал в течение долгого времени и был неправедным и жестоким правителем — тираном.  Он был одним из четырех царей, которые правили миром: двое из них, Соломон (Сулейман) и ЗульКарнайн, были верующими, а двое - Навуходоносор (Буктунассар) и Нимрод — неверующими (комментарий «тафсира Нур ас-сакалейн»).

Когда Ибрахим призвал Нимрода поклоняться одному лишь Аллаху, его надменность, невежество и предвкушение долгой жизни заставили его отрицать существование Того, Кто его создал. Напротив, он утверждал, что сам является богом. Во время спора «Ибрахим сказал ему: «Мой Господь – Тот, Кто дарует жизнь и умерщвляет». На что Нимрод ответил, что он тоже дарует жизнь и смерть… имея ввиду, что когда двоих заключенных приговаривают к смерти, он  может помиловать одного и казнить другого, т.е. дать жизнь одному человеку и лишить жизни другого.  Тогда Ибрахим продолжил спор и привел дальнейший довод в доказательство существования Творца: «Аллах заставляет солнце восходить на востоке. Заставь же его взойти на западе». Аллах, Единственный Бог и Создатель, повелел, чтобы каждое утро солнце восходило на востоке. Если ты бог, как ты утверждаешь, то прикажи ему, чтобы оно восходило на западе. Тот, кто дает жизнь и посылает смерть, в свою очередь, способен делать то, что пожелает, и подчиняет все сущее своей воле. Если  ты не можешь сделать этого, то ты — не бог, как ты утверждаешь.

Далее Аллах говорит: «И тогда тот, кто не уверовал, пришел в замешательство. Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей» (2 аль-Бакара (Корова), 258)

Разгневанный Нимрод приказал схватить Ибрахима и сжечь его в огне живьем. Жители собрали дрова в огромную яму и подожгли их, а пророка Ибрахима поместили в катапульту, привязав к ней, и бросили в огонь. Но Всевышний Аллах не оставил своего праведного посланника: по милости Аллаха огонь потерял свой жар и стал прохладой для Ибрахима, как об этом сказано в Коране: «Они сказали: «Сожгите его и помогите вашим богам, если вы будете действовать!» Мы сказали: «О огонь! Стань для Ибрахима прохладой и спасением!»   (21 аль-Анбийа ( Пророки),  68-69 ).

Иман Наталья Магомедова

Предыдущая статья: Следующая статья:
На ту же тему
Ислам в Удмуртии © 2017   · Ссылка обязательна!   ·

Наверх