Положи сырое сверху

imagesФикх торговли – один из важных разделов исламского права. Все, кто знаком с жизнеописанием пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), знают, как его прекрасный нрав выражался во взаимоотношениях с людьми, в частности в торговых сделках.

 

Культура поведения, честность, порядочность и достоинство Пророка (мир ему и благословение Аллаха) на протяжении всей жизни облегчали ему тяжёлый труд по распространению Ислама. В этой маленькой статье мы хотели бы привести несколько примеров поведения наших праведных предшественников на рынке. И пусть каждый, кто прочитает их, сравнит себя с теми, кого воспитал посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники.

 

Кто мошенничает, тот не из нас

Всевышний Аллах сказал: «Горе обвешивающим, которые хотят получить сполна, когда люди отмеривают им, а когда сами мерят или взвешивают для других, то наносят им урон. Разве не думают они, что будут воскрешены в Великий день – в тот день, когда люди предстанут перед Господом миров?» (сура «Обвешивающие», аяты 16).

Как-то посланник Аллаха (мир ему и благословение) проходил мимо сваленных в груду продуктов и сунул в них руку, отчего его пальцы стали влажными. Он спросил: «Что это, о владелец продуктов?» Продавец ответил: «Их намочил дождь». «А почему ты не положил сырое сверху, чтобы это видели люди? Кто мошенничает, тот не из нас», – сказал Пророк (Муслим, Ат-Тирмизи).

 

Возьми свои два дирхама

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) прожил образцовую и яркую жизнь, которая нашла своё отражение в поступках миллионов и миллионов реальных людей. Один из таких людей как-то приказал своему работнику: «Продай эту одежду за два дирхама». Работник продал одежду за четыре дирхама и пришёл к работодателю со словами: «Аллах сделал прибыльной твою торговлю: я продал одежду за четыре дирхама». Тот ответил: «Что ты наделал, разве ты отнёсся к своему брату чистосердечно?» В течение трёх дней работодатель объявлял на рынке: «Я поручил такому-то продать свою одежду, кто купил её у него?» К нему подошел человек и сказал: «Я купил её за четыре дирхама». На что первый сказал: «О раб Аллаха, я приказал продать эту одежду за два дирхама, так возьми же свои два дирхама». Покупатель ответил: «Но я захотел дать тебе четыре». На что услышал: «Но я прежде тебя захотел продать за два и очень прошу, чтобы ты взял свои два дирхама». Кто-нибудь видел что-либо подобное на рынках нашего города?

Джарир ибн Абдуллах однажды купил лошадь и, сев на неё, понял, что она стоит больше, чем он заплатил. Джарир вернулся к продавцу и добавил ему денег. После того, как он сел на лошадь во второй раз, она поразила его ещё больше. Он вернулся и второй раз добавил денег продавцу. Продавец подумал, что Джарир умственно отсталый. Джарир понял это по взгляду и сказал: «Я заключал торговые сделки во времена посланника Аллаха, тогда царило великодушие, подчинение законам Аллаха и чистосердечное отношение ко всем мусульманам».

Один из табиинов как-то зашёл на рынок и увидел человека, продающего товар по цене, ниже обычной для этого рынка. Он заплатил ему рыночную стоимость. Когда же его спросили о причине, он ответил: «Поистине, может быть, мой брат задолжал или его постигла нужда, и он продает свой товар, не будучи удовлетворённым его стоимостью. Если я дам ему сполна всё, что он заслуживает, то пусть эта плата будет за баракат (благословение) в том, что я купил».

 

Заключение

Сегодня люди судят об Исламе по поступкам мусульманам. Всем нам нужно помнить, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) именно честность и порядочность сделал гарантией своей правдивости в день первого обращения к людям с призывом к Исламу. Так давайте же относиться к окружающим именно так, как учит наша религия – честно, справедливо, добросовестно. И да поможет нам Аллах.

 

Дополнение: Товар возврату или обмену не подлежит?

Сокрытие недостатков товара является обманом, который недопустим в торговле. Покупатель имеет право на расторжение сделки или компенсацию ущерба, составляющего разницу в цене между полноценным и ущербным товарами, если он не знал об этом недостатке во время заключения акта и принятия товара.

Возникает следующий вопрос: если продавец скажет покупателю: «Я не отвечаю за возможные недостатки в товаре. Он перед тобой, осмотри его: если желаешь, купи, если не желаешь, не покупай, но я отказываюсь принимать обратно товар или платить компенсацию в случае обнаружения изъянов», – имеет ли покупатель на это право? Сюда же относятся и подобные объявления в магазинах: «Товар возврату или обмену не подлежит».

Сама сделка при таких словах будет действительной, однако данное условие продавца не будет действительным и не принимается в расчёт. Несмотря на поставленное условие, у покупателя останется право на расторжение сделки или на компенсацию в случае обнаружения изъянов, соответствующих перечисленным выше условиям.

Если же продавец заранее разъяснит имеющиеся в товаре изъяны и покупатель купит товар, зная о них, то в таком случае у него не будет права на расторжение сделки по причине этих изъянов. Это будет полноценная сделка, о которой говорил Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «…если оба они (продавец и покупатель) были правдивы и разъясняли, сделка их будет благословенной, если же они скрывали (что-то) и лгали друг другу, то благо их сделки будет уничтожено» (Аль-Бухари).

 

 

На ту же тему
Ислам в Удмуртии © 2017   · Ссылка обязательна!   ·

Наверх