Святыни Ислама: Кааба – древнейший храм на Земле

Приближается сезон хаджа – одного из главных столпов Ислама. Как известно, паломники, совершающие хадж, должны посетить город Мекку и совершить обход вокруг Каабы – древнейшего сооружения на Земле. Именно о Каабе сказано в Коране: «Воистину, первый храм, который был воздвигнут, чтобы люди предавались богослужению, – это тот, который в Мекке».

История Каабы восходит к глубокой древности. В одном из предыдущих номеров мы рассказывали, что пророк Ибрахим (Авраам) принимал участие в восстановлении этой святыни. Но он лишь восстановил Каабу, тогда как ее происхождение связано с первым человеком и первым пророком – Адамом, которого Господь назначил своим наместником на земле. За свою долгую историю Кааба много раз разрушалась и отстраивалась вновь, а со времен пророка Ибрахима к ней ежегодно совершается паломничество.

В этой статье – рассказ о Каабе, главной святыне Ислама.

Размеры Каабы

Как известно, Кааба важна не только для хаджа, но также и для намазов, ведь именно в ее сторону обращаются мусульмане со всех сторон Земли, когда совершают намазы. Однако ни Кааба, ни черный камень, который вделан в один из ее углов, не являются для мусульман объектами поклонения. Кааба – это лишь святилище и место для направления в намазах.

Высота Каабы составляет 13,1 м. Длина и ширина соответственно 11,03 и 12,86 м. Святыня покоится на основании из мрамора.  Пол внутри на 2,2 метра выше, чем место, где совершается таваф (по сообщению М. Сиддики). Потолок и крыша сделаны из тика, который покрыт нержавеющей сталью. Стены сложены из камня, который отполирован с внутренней стороны.

Кааба перестраивалась двенадцать раз

Ученые и историки утверждают, что реконструкция Каабы производилась от пяти до двенадцати раз. Впервые Кааба была перестроена пророком Адамом. Аллах говорит в Коране, что это первое сооружение для поклонения Ему.

После потопа во времена пророка Нуха (Ноя) постройка и её место были утеряны. По приказу Аллаха пророк Ибрахим (Авраам) вновь возвёл на этом месте здание Каабы.

Последователи веры пророка Ибрахима, утвердившего строгое единобожие, совершали паломничество к Каабе. Однако спустя несколько веков в Каабе появились идолы – один из арабских купцов привез их со своим караваном из Сирии. Началось поклонение идолам и многобожие – то, что сильнее всего противоречило религии пророка Ибрахима, и с чем впоследствии боролся Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха). В центре Каабы находился идол Хубал – божество в образе человека с золотой рукой (золото заменило некогда отбитую руку). Древние арабы считали его повелителем небес, властелином грозы и дождя. За пределами Каабы были и другие идолы, большинство из которых представляли собой бесформенные камни. Вокруг главного божества располагались идолы других аравийских божеств. Согласно хадисам, до утверждения Ислама арабы умудрились установить вокруг Каабы 360 идолов. Но, помимо язычников, в Мекке жили и ханифы – последователи веры пророка Ибрахима (Авраама) – благочестивые люди, исповедовавшие строгое единобожие, но ни к какой из языческих религиозных общин себя не причислявшие. Родившийся в Мекке Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) повелел разрушить все идолы и очистил от них территорию вокруг Каабы.

При пророке Ибрахиме стены Каабы не были точь-в-точь равны друг другу. Так, одна стена была 14,8 метров, а противоположная ей – 14,2; еще две других стены были соответственно 10 и 9 метров.

Реконструкция Каабы курайшитами

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) участвовал в восстановлении Каабы, до того как на него была возложена миссия пророка. После внезапного наводнения Кааба была повреждена, ее стены растрескались, и потребовался ремонт. Право на проведение ремонта было возложено на четыре племени курайшитов, и Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) принял участие в этом строительстве. Когда были возведены стены, настало время вставить Черный камень (аль-хаджар аль-асвад) в восточную стену Каабы, и возник спор о том, кто заслуживает этой чести. Когда была готова разгореться междоусобная война, Абу Умайя, самый старый житель Мекки, предложил, что первый человек, который войдет в ворота мечети на следующее утро, разрешит этот спор. Этим человеком оказался Пророк (да благословит его Аллах и приветствует). Жители Мекки восторжествовали: «Ему можно доверять, он верный (аль-амин), – кричали они хором, – это Мухаммад». Когда Мухаммад подошел к ним, они попросили его разрешить этот вопрос. Пророк Мухаммад  (мир ему и благословение Аллаха) предложил решение, с которым все согласились, – положить Черный камень на плащ и внести его старейшинам четырех кланов, держась за его концы. Затем Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) взял камень и вставил его в стену Каабы. Так как у племени Курайш не хватило средств, эта реконструкция Каабы не охватила всю площадь сооружения, построенного пророком Ибрахимом. Так появилось здание кубической формы вместо полукруглой, каким оно было раньше, потому что не удалось пристроить к Каабе часть, называемую Хатем («Комната Исмаила»).

Реконструкция после эпохи Пророка – Абдулла ибн аз-Зубайр

Сирийская армия разрушила Каабу в Мухаррам в 64 году по Хиджре (683 г.), и перед следующим хаджем Абдулла ибн аз-Зубайр (да будет доволен им Аллах) заново построил Каабу. Ибн аз-Зубайр хотел сделать Каабу такой, какой ее видел Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), на основании, заложенном пророком Ибрахимом. По словам Ибн аз-Зубайра, он слышал, как Айша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) изрек: «Так как  твои люди отказались недавно от заблуждения (неверия), и так как у тебя достаточно средств для ее восстановления [Каабы], я бы добавил пять локтей от Хиджра. Я бы также сделал две двери: одну для входа, а другую для выхода». Ибн аз-Зубайр сказал: «Сейчас я могу так сделать, и я не боюсь мнения людей».

Как было сказано выше, Ибн аз-Зубайр построил Каабу на основании, заложенном пророком Ибрахимом. Крыша покоилась на трех колоннах из особой древесины Уд (ароматизированная древесина, которая обычно сжигается как благовоние в Аравии), и были сделаны две двери: одна – на восток, а другая – на запад, как того хотел Пророк (да благословит его Аллах и приветствует). В Каабу был включен Хатем (полукруглая часть, примыкающая к Каабе, окруженная низкой стеной). Абдулла аз-Зубайр также сделал следующие изменения:

– сделал небольшое окошко в крыше Каабы для проникновения в нее света;

– опустил дверь до уровня земли и сделал еще одну дверь;

– увеличил высоту Каабы на девять локтей (4 метра), и ее высота стала 20 локтей (9 метров);

– ширина ее стен составляла 2 локтя (90 см);

– сделал внутри три колонны вместо шести, которые были построены курайшитами.

Во время строительства Ибн аз-Зубайр соорудил вокруг Каабы четыре колонны и повесил на них занавес, который был снят только после завершения работ. Однако люди могли совершать таваф вокруг этих колон, поэтому таваф вокруг Каабы был всегда разрешен, даже во время ее восстановления.
Кааба во времена Абдул-Малика бин Марвана

В 74 году по хиджре (или в 693 г. по григорианскому календарю) Абдул-Малик бин Марван – новый правитель Исламского Халифата, сменивший Ибн аз-Зубайра, – разрушил здание, построенное Ибн аз-Зубайром, и создал Каабу такой, какой она была во времена курайшитов. Изменения, которые он сделал, были следующими:

– он уменьшил объем сооружения, который не изменился до сегодняшнего дня;

– он отделил Хатем;

– он замуровал западную дверь (до сих пор заметны ее следы), но оставил восточную;

– разрушил стену, окружавшую Хатем;

– уменьшил высоту двери на пять локтей (2,25 метра).

Совет имама Малика халифу Харуну аль-Рашиду

Следующий правитель Исламского Халифата – известный Харун аль-Рашид – снова захотел перестроить Каабу, убрав те изменения, которые внес Абдул-Малик бин Марван, и уподобив ее той, какой она была при Абдулле ибн аз-Зубайре. Но когда он посоветовался с имамом Маликом, имам попросил халифа изменить свое решение, потому что Кааба не должна быть игрушкой в руках правителей, каждый из которых хотел разрушить, а потом заново отстроить ее. Послушавшись его совета, Харун аль-Рашид не стал перестраивать Каабу, и она оставалась в той форме, в какой ее построил Абдул-Малик бин Марван, на протяжении 966 лет.

Реконструкция в эпоху султана Мурада Хана

В 1039 году по Хиджре (1629 г.) из-за сильных дождей, наводнения и града две стены Каабы были разрушены. Уровень воды поднялся почти на три метра, что составляло половину высоты стен Каабы. В четверг 20 Шабана 1039 г. по Хиджре восточная и западная стены упали. Когда уровень воды уменьшился в пятницу 21-го Шабана, началась подготовка к реконструкции здания. Как и во времена Абдуллы ибн аз-Зубайра, были установлены четыре колонны, на которых был повешен занавес, а 26-го Рамадана началось строительство. Остатки стен, кроме тех, которые были рядом с Черным камнем, были снесены.

Форма здания, построенного под покровительством и при поддержке султана Мурада Хана, была такой же, как и во времена Абдул-Малика ибн Марвана, которая, в свою очередь, соответствовала размерам здания, воздвигнутого курайшитами.

Реставрация Каабы в 1996 году

Большая реконструкция Каабы была проведена в 1996 году, спустя почти 400 лет после эпохи султана Мурада Хана. Во время этой реконструкции из первоначальных материалов остались только камни, а все другие элементы были заменены, включая крышу.

На ту же тему
Ислам в Удмуртии © 2017   · Ссылка обязательна!   ·

Наверх