100 лет со дня кончины Галимжана Баруди

Галимджан Баруди – один из самых известных татарских мусульманских деятелей прошлого века. Он был избран муфтием в 1917 году. Это был первый муфтий в истории России, избранный самими мусульманами, а не назначенный сверху властями, что говорит о его большом авторитете.

Руководство мусульманами пришлось, пожалуй, на самый сложный период в истории России – Октябрьскую революцию и последовавшую гражданскую войну.

В 1921 году в Поволжье случился страшный голод. Положение было настолько удручающим, что дело стало доходить до людоедства. Для того, чтобы помочь населению, муфтий Галимджан Баруди и казый Кашшафутдин Тарджумани отправились в Москву.

В Москве они встретились с Иосифом Сталиным, который в то время являлся комиссаром по делам национальностей. Сталин на их просьбы о помощи ответил, что дело сначала будет рассмотрено на Президиуме, а лишь потом им будет дан ответ.

Однако дождаться ответа не удалось. Муфтий, расположившийся в доме московского имама Габдул-вахида хазрата, внезапно заболел пневмонией и скоропостижно скончался. Вот так, в заботах о своём народе, о единоверцах и всех нуждающихся Поволжья, Галимжан хазрат провел свои последние дни.

Его смерть случилась 6 декабря 1921 года. Кашшафутдин Тарджумани тотчас известил телеграммой мусульман об этом горестном событии.

На следующий день по просьбе мусульман Казани в Москву приехал имам Шахар Шараф. Он сообщил, что мусульмане Казани просят привезти тело муфтия в Казань и похоронить его на местном мусульманском кладбище.

Кашшафутдину Тарджумани по этому вопросу пришлось обратиться непосредственно к Сталину. Сталин поручил организацию перевозки тела муфтия в Казань Михаилу Калинину.

Для этого руководителю железных дорог было приказано выделить два вагона. Провожать тело муфтия пришли консулы Турции, Ирана и Афганистана.

8 декабря в мечети второй махалли Москвы под руководством Кашшафутдина Тарджумани был совершен джаназа-намаз.

Проститься с муфтием пришли все мусульмане Москвы.

На следующий день тело муфтия прибыло в Казань. Сначала тело муфтия разместили в его казанском доме. А затем, при большом скоплении народа, с почестями тело перенесли на мусульманское кладбище Ново-Татарской слободы.

На похоронах участвовали тысячи мусульман, джаназа-намаз над покойным совершил его родной брат Салихджан Баруди.

Галимджан Баруди был истинным духовным лидером своей нации. Он провел свои последние месяцы в борьбе с голодом и безграмотностью. Но смерть перечеркнула его многие планы. Однако образ мудрого педагога и богослова, способного дать ответ на требования времени, и, наконец, первого лидера нации остается в памяти татар.