Незнание соседей приводит к неверию


На прошлой неделе в нашей стране отмечался праздник – День народного единства. Не устанем повторять, что мирные и добрососедские отношения между разными народами – это большое благо для страны и региона. Почему так важно помнить именно о добрососедстве? Что Ислам говорит об отношении к соседям
?

 

Соседи – люди, живущие рядом. Несмотря на то, что они могут быть совершенно чужими, в процессе житья какие-то события и нужды сближают нас. А некоторые становятся даже ближе родственников. И, поистине, большое счастье и успех, если кому-то удастся наладить хорошие отношения со своими соседями.

Раньше общество строилось на более тесной социальной связи, и соседство всегда предполагало обязательное знание друг о друге. На многие праздники приглашали соседей за стол и, конечно же, горе так же делили вместе с ними.

Но сегодня люди сильно отдалились друг от друга. Годами проживая рядом, мы порой даже не знаем, как выглядят соседи. О какой же взаимной поддержке тогда говорить?

Ислам не приемлет подобной разрозненности в обществе и после того, как обязывает укрепление родственных уз, под угрозой неверия требует налаживать добрые отношения и с соседями. В нескольких хадисах об этом сказано так:

Однажды Пророк Мухаммад воскликнул: «Клянусь Аллахом, он неверующий! Клянусь Аллахом, он неверующий!» Его спросили: «О ком вы, о Посланник Аллаха?». Он ответил: «О том, чьи соседи не чувствуют себя в безопасности от вашего вреда!» (Бухари).

Один человек спросил: «О Посланник Аллаха! Есть женщина, которая много молится и постится, дает милостыню, но она вредит соседям своими словами». На это Пророк сказал: «Она попадёт в Ад». Тот человек вновь спросил: «О Посланник Аллаха! Есть другая женщина. Она мало постится и мало молится, но даёт милостыню из сушёного творога, который она делает сама, и хорошо относится к своим соседям». «Такая попадёт в Рай», – ответил Пророк. (Ахмад).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Джибриль так много говорил мне об отношении к соседям, что я подумал, он включит их в число моих наследников» (Бухари, 6014).

Из этого можно представить, насколько добрососедство тяжело на весах Всевышнего. Однако ислам не ограничивается лишь исключением вреда в адрес соседей, но призывает и к заботе о них:

Абу Зарр (р.а.) рассказал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) повелел ему: «О Абу Зарр! Всякий раз, когда ты будешь варить бульон, готовь с запасом, чтобы можно было угостить и соседей» (Муслим).

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Не имеет полноценной веры тот, кто засыпает сытым, зная, что в это время голоден его сосед!» (Бухари).

Кто-то скажет, что такие отношения маловероятны в нынешнем обществе, и ни о каких совместных праздниках и взаимопомощи нельзя даже мечтать. Хорошо, если они хотя бы не будут шуметь или наносить ущерб нормальной жизни иными способами.

К сожалению, правда: добрососедские отношения сегодня – большая редкость. Чаще встречается безразличие, отсутствие культуры и этики между столь близко живущими людьми.

Несомненно, к этому состоянию общество привело оставление соблюдения религии, его духовное обнищание, после которых не осталось адаба, стыда и страха за грех попрания прав людей.

Отсутствие хорошего отношения к соседям, поддержания с ними связи, автоматически приводит к вреду. Если ты не знаешь, например, о нужде соседа, его болезни, горе, то ты не можешь и помочь ему, подпадая под вышеприведённый хадис о голодном соседе. Или ты не помнишь о нём и не задумываешься о приносимом ему дискомфорте, когда, например, затеваешь шумный ремонт в своей квартире.

А ведь каждый знает по себе, как сильно раздражает бестактность людей в таких ситуациях. Поэтому отношения соседей – это всегда старание обеих сторон. Но и при осознанном причинении вреда соседом, верующий не будет решать проблему с ним его же методом. Поскольку это не приводит ни к чему хорошему, а лишь усугубляет отношения.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) указал на более любимый Аллахом путь разрешения конфликта – терпение. Он сказал: «Аллах любит того человека, который живёт рядом с плохим соседом, который вредит ему и беспокоит его, но он переносит его обиды с терпением, пока Аллах не прекращает это дело либо в течение их жизни, либо вследствие смерти одного из них» (Ахмад, Табарани).

Не всегда известны мотивы человека, умышленно наносящего беспокойство людям. Но хорошее, терпеливое отношение, желание понять причину происходящего, всегда приводит к лучшему результату. Как минимум, терпящий не даёт повода для увеличения вражды и негатива.

Мусульманам следует возрождать утраченную традицию добрососедских отношений, руководствоваться терпением и путём, указанным Посланником Всевышнего. Если им и не удастся изменить отношения с соседями в лучшую сторону, то им непременно зачтётся за старание со своей стороны.