«Не злословьте за спиной друг друга»

ст5

Хвала Аллаху, Создателю Земли и Небес. Всевышний Аллах сказал: «Воистину, верующие ─ братья. Посему примиряйте братьев и бойтесь Аллаха, ─ быть может, вы будете помилованы» (сура «Комнаты», аят 10).

Слово « иннәмәә » в арабском языке означает «воистину, только это и ни что иное». Т.е. этот аят нужно понимать так, что мусульмане друг к другу должны быть как родные братья, быть такими же близкими, искренними, любящими, жертвенными и т.д. и т.п. К сожалению, в настоящее время такие отношения стали большой редкостью. И когда ты видишь такое отношение от единоверца, то понимаешь, что этот брат действительно искренний мусульманин. И после объяснения, каковы должны быть отношения между мусульманами следует приказ примирять двух рассорившихся братьев-мусульман. Нужно избавить их от недопонимания между собой, подозрительности, враждебности, ненависти друг к другу, чтобы восстановить братские отношения.

Далее сказано: «О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом. Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата, если вы чувствуете к этому отвращение? Бойтесь Аллаха! Воистину, Аллах — Принимающий покаяния, Милосердный»

Очень поучительный аят. Ясно, что уверовавшие мусульмане не будут совершать грехи, которые совершают остальные люди: не будут употреблять запретное (харам), не будут заниматься воровством, кражами, грабежами, не будут прелюбодействовать, не выражаются нецензурно, не занимаются рукоприкладством и т.д. и т.п. Но всё же шайтан не оставит его в покое, ведь он знает, через какую дверь можно к нам войти. И эта дверь, а точнее ворота – это наш язык.

Давайте же снова вернёмся к аяту. В самом начале запрещает нам сверх-подозрительность. Советует не увлекаться домыслами, подозрениями на других людей, поскольку большинство из них оказываются неоправданными, а значит, греховными.

Далее в аяте нам запрещается следить друг за другом, т.е. шпионить. И это всеобщий запрет. Когда нет уважительных причин, мы не имеем устраивать слежку за кем-либо. А теперь возникает вопрос: какие же это исключения, то бишь «уважительные причины» для разрешённой слежки. Их нужно знать нам всем. Первый случай – когда подозреваемый наносит явный вред людям, попирает чужие права. Особенно, если от его работы зависят судьбы многих людей. Но всё это при одном условии, если это в дальнейшем не вызовет смуту среди мусульман, не обернётся всеобщим злом для мусульман. Второй случай: если ты собираешься работать вместе с кем-либо или начать совместный бизнес, то ты можешь устроить ему определённые испытания, экзамены, поспрашивать о нём у людей, собрать информацию с предыдущих мест работы. Третий случай – перед женитьбой. Здесь также можно устроить испытания, поинтересоваться у соседей, поспрашивать о женихе или невесте у хорошо их знающих людей. Четвёртый случай дозволяется в криминальном деле. Т.е. на подозреваемого в преступлении заводят следствие специально предназначенные для этого органы. Ну и, естественно, пятый случай – в состоянии войны с врагами, ведь это необходимо для победы над врагом.

Третий запрет из данного аята – это запрет на злословие. Что же такое злословие? Мы все должны это знать. Это упоминание в отсутствие человека о его скрываемых недостатках, о которых он сам не хотел бы слышать. Т.е. это не сплетни, как иногда переводят слово «гыйба», а самая что ни на есть горькая правда, которая может стоить человеку уважения со стороны окружающих, положения в обществе и рабочего места. В последствии, он как потерпевший, униженный, может просить у Аллаха отмщения и частично будет прав.

Но тогда возникает вопрос: «А что же делать, когда этот человек продолжает скрытно нечестиво поступать? Оставить всё как есть?» Нет конечно же! Нужно поговорить с ним наедине и при этом, соблюдая все правила приличия, сделать ему ненавязчивое наставление. Исключения, допускающие гыйба, точно такие же, как в случае со слежкой. Т.е. если у кого-то спрашивают о будущем компаньоне, женихе или невесте, подозреваемом в преступлении, то он должен честно отвечать на вопросы, не боясь опорочить их. Ведь в итоге от его правдивости зависит успех будущего совместного дела, счастье будущей семьи, своевременное законное наказание преступника.

Из темы злословия хочется напомнить ещё один хадис, передаю его содержание: «Кто скроет своего брата в этом мире, того скроет Аллах в Судный день. Кто же разоблачит брата на этом свете, тот точно также будет разоблачён в Судный день». Почти у каждого человека есть скрываемые им грехи, недостатки. И если ты по какой-либо причине узнал о них и скрыл их, то Всевышний в Судный день скроет и твои скрываемые грехи. Если же ты решишь вывести его на чистую воду, разоблачив его скрытые грешки, то Аллах непременно точно также и тебя опозорит в Судный день. К сожалению, многие не знают о существовании этого великого хадиса.

Читайте также: