Дети и намаз

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Велите детям совершать намазы, начиная с семилетнего возраста, наказывайте за их оставление с десятилетнего возраста, а также укладывайте их спать раздельно»

Разъясняет шейх Мухаммад ибн Аман аль-Джами:

Ребенок,  который  не  достиг  семилетия,  еще не чувствует ответственности,  поэтому  нам  велено  приказывать своим детям совершать намаз, когда они достигнут семи лет.  Это  –  исламская  норма,  которой  необходимо  держаться.  Нужно  приказывать  детям совершать молитву, начиная с семи лет. Это не означает, что мы говорим им: «Молитесь», и на этом всё.  Посланник  Аллаха,  да  благословит  его  Аллах  и  приветствует,  сообщил  о  том,  что  нужно приказывать  детям  совершать  молитву,  а  это  означает,  что  мы  должны  научить  их  совершать  её правильно. Если ты скажешь ребенку, который играет: «Иди в мечеть и молись», и не станешь учить его, как совершать омовение и молитву, то это не снимет с тебя ответственности. Ответственность спадёт только тогда, когда ты научишь его совершать омовение и молитву, а затем скажешь: «Иди и помолись».

Многие  люди  совершают  ошибку,  когда  берут  семилетнего  ребенка  или  ребенка  еще меньшего возраста в мечеть, а этот ребенок не умеет совершать ни омовение, ни молитву. Затем они ставят этого ребенка в ряд молящихся, и этот ряд уже считается разорванным. Ведь, этот ребенок стоит в ряду, но не совершает молитву. В такой ситуации уместны слова пророка, да благословит его Аллах  и  приветствует:  «Того,  кто  соединит  ряд,  соединит  (вознаградит)  Аллах,  а  с  тем,  кто разорвет ряд, порвет Великий и Всемогущий Аллах».

Ты берёшь ребенка, который не соображает в вопросах молитвы, и ставишь его в первом ряду рядом с собой и позади имама. Люди, видя это, молчат из учтивости, хотя этот ребенок не совершает молитву. Может быть, что у этого ребенка даже нет омовения, так как ты привёл его в мечеть, не научив предварительно совершать омовение и молитву. Это – ошибочное действие! Находясь дома, ты обязан научить ребёнка совершать омовение и молитву. Затем научи его тому, где он должен стоять в коллективной молитве. Ребенок не должен становиться в первом ряду. Он должен стоять там, где стоят дети. Если молящиеся, например, совершают коллективную молитву в два ряда, то дети должны стоять во втором ряду. Именно так научил нас пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и мы должны придерживаться этой нормы.

Если  ребёнок  достигает  десяти  лет, и  ты видишь  с  его  стороны  невыполнение  приказов и возмущение, то этот хадис разрешает наказать его, чтобы это было воспитанием и устрашением для него, дабы впредь он не оставлял молитву.

В  этом  же  возрасте  необходимо  сделать  так,  что  дети  спали  отдельно.  Каждый  ребенок должен спать отдельно. Таковы нормы Ислама!» (из книги «Шарх шурут ас-салят», стр 7-8)