«Ешьте халяль и сторонитесь мертвечины…»

Пожалуй, самой обширной темой халяля и харама среди продуктов питания является мясной вопрос. Мясо – это один из важнейших пищевых продуктов всех времён и народов. Исключая буддистов и индусов, а также немногочисленных вегетарианцев, веганов и сыроедов, у всех народов мира мясо является основным компонентом большинства национальных блюд. Это основной источник белка, незаменимых аминокислот и ряда важнейших витаминов. Какое мясо считается халялем, так чтобы его можно было есть? И какое мясо запрещено?

Обратимся к первоисточникам нашей религии: к Книге Аллаха и хадисам Пророка Мухаммада. О том, мясо каких животных предписано мусульманам употреблять в пищу, сообщается в 143-145 аятах суры аль-Ангам (Скот). Здесь сказано, что мусульманам разрешено есть мясо восьми животных, учитывая оба пола, т.е. овец (и ярок, и баранов), коз и козлов; верблюдов и верблюдиц, ну и, конечно же, коров и быков. Почему говорится 8, а не 4, что для нас было бы более понятно? Почему не говорится, например: овец, коз, верблюдов и коров. Но в аяте отмечены оба пола каждого вида этих домашних животных. Всё дело в том, что в прежние времена у арабов существовали различные табу на употребление мяса некоторых животных даже по половому признаку. Об  этом говорится в предыдущих аятах этой же суры. Ислам же снял эти запреты, поэтому в данный аят включены оба пола каждого вида этих животных. В этом же аяте Корана снимается запрет на употребление не родившихся ягнят, козлят, телят и верблюжат, в случае, если животное, в утробе которого они находились, было зарезано по канонам ислама. Ранее оно было запретно для женщин.

В первом аяте суры аль-Маида (Трапеза), а также 28 и 34 аятах суры аль-Хадж эти 8 животных называются «бәһимәтуль-ән‘әм», а в других аятах просто «әл-ән‘әм» – домашний скот.

«О те, которые уверовали! Будьте верны обязательствам. Вам дозволена скотина, кроме той, о которой вам будет возвещено…» 1 аят суры аль-Маида (Трапеза).

«Пусть они засвидетельствуют то, что приносит им пользу, и поминают имя Аллаха в установленные дни над скотиной, которой Он наделил их. Ешьте от них и кормите неимущего страдальца!» 28 аят суры аль-Хадж

«Для каждой общины Мы установили места жертвоприношений (или религиозные обряды), чтобы они поминали имя Аллаха над скотиной, которой Он наделил их…» 34 аят суры аль-Хадж.

В этих двух аятах суры аль-Хадж даётся прямое указание в дни главного мусульманского праздника Курбан-Байрама приносить в жертву именно только эти 8 категорий животных, а также предписание упоминать имя Аллаха при их заклании, а, именно, словами: «Бисмилляһи, Аллаһу акбар» – «Именем Аллаһа, Аллаһ велик». И никакие другие животные не могут их заменить в качестве жертвенных животных (курбана). Из этих аятов также следует, что имя Аллаха надо упоминать при заклании животных и в другое время, а не только во время Курбан-байрама.

Далее по хадисам Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, вынесен вердикт: мясо всех парнокопытных жвачных животных приравнивается к этим 8 категориям. Это – буйволы, яки, овцебыки, антилопы, олени, лоси, лани, косули, различные виды диких баранов и козлов, ламы и т.д.

В продолжении 145 аята суры аль-Ангам говорится, что же нам запрещается употреблять в мясной теме, а это: мертвечина, кровь выпускаемая при забитии животного и мясо свиньи. Далее объясняется, что это скверна и грехопадение, и добавляется к этому мясо, забитое с именем других «богов».

В рамках данной статьи рассмотрим, что же такое мертвечина. Проанализируем главный признак, по которому животное считается мертвечиной. Это наступление смерти животного без выпускания крови. Т.е. если животное умирает с кровью в кровеносных сосудах, то это и будет мертвечиной. В ранее приведённых 143-145 аятах суры аль-Ан‘ам (Скот) упоминается эта самая выпускаемая кровь при забивании животного. И говорится, что всё это скверна.

В 3-ем аяте суры аль-Маида (Трапеза) говорится: «Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи и то, что было забито не ради Аллаха, или было задушено, или забито до смерти, или подохло при падении, или заколото рогами или задрано хищником, если только вы не успеете зарезать его, и то, что зарезано на каменных жертвенниках (или для идолов)». Т.е. здесь Всевышний разъясняет нам, что к мертвечине приравниваются следующие категории животных, а именно умерших от:

  1. удушения
  2. избиения
  3. падения с высоты
  4. прободения рогами
  5. клыков хищников

Но если человек во всех этих случаях успеет выпустить всю кровь, с именем Всевышнего забив животное, уже обречённое на смерть, то мясо этого животного будет дозволенным (халяльным).

При всех вариантах разнообразия причин смерти животного, основной причиной, по которой они становятся мертвечиной, как уже отмечалось, является кровь, которая остаётся в кровеносных сосудах умершего животного. Чтобы животное не стало мертвечиной в вышеупомянутых случаях, главное выпустить всю кровь животного до наступления смерти.

Также о харамности мертвечины сообщается в 173 аяте суры аль-Бакара (Корова) и в 115 аяте суры ан-Нахль (Пчела).

Мы со своей стороны призываем употреблять в пищу халяльные продукты, благо их сейчас несложно найти практически в любом городе. Но в случае, если у вас, уважаемые читатели, возникают вопросы на эту и другие темы, обращайтесь в мечети к имамам. Тема «Халяль и харам» в питании будет подробно освещаться на уроках в Соборной мечети Ижевска на ул.Азина по средам в 19:00 еженедельно.

Исмагил-хазрат Шайхутдинов