Мягкость в призыве: между послаблениями и жесткостью

Мы много говорим о срединности в Исламе. Однако очень часто это сводится к созданию послаблений в религии, в результате которых есть угроза попасть в крайность. Другие же группы мусульман, видя подобные крайности, наоборот, скатываются совершенно в противоположную сторону, радикализуются. Как найти середину, как не скатиться в крайности и как вовремя определить признаки каждой из них?

Это очень важный и серьезный вопрос. Сегодня о срединности говорят многие. Это стало брендом и модным термином. Чуть ли не все претендуют на то, чтобы относить себя к этому пути и к этому пониманию. На самом деле, не столько слова человека доказывают его понимание срединности и умеренности в Исламе, сколько его дела.

Существует часть людей, пренебрегающих шариатскими суждениями, которые вдаются в так называемую крайностью «тафрита» (упущения). В то же время, есть и другая часть неграмотных мусульман, которые бросая вызов этим, скажем, слабым или беспечным мусульманам, слабым в вере или поклонении, начинают смотреть на все через очень жесткие и радикальные взгляды и тем самым вдаются в другую крайность, которая называется «ифратом» (чрезмерностью). И в результате получаются две крайности, которые осуждаются в Шариате.

Аллах в Коране сказал: «Он сделал вас срединной Уммой». У нас не должно быть буквалистского радикализма, который был у хариджитов, которые стали первой сектой в Исламе и своими резкими взглядами и нетерпимостью к своим оппонентам внутри Ислама наломали очень много дров и пролили очень много невинной мусульманской крови. Это очень страшно, когда люди не зная о сути вещей, о мудрости Шариата, вдаются в крайность чрезмерности.

Но существует необходимость измениться и другой группе мусульман, которая смотрит на религию сквозь призму разума и говорит, что не религиозные суждения важны, а важно, как наш разум воспринимает религию, и если нашему разуму что-то не подходит, то это должно быть интерпретировано по-другому. Из их заблуждений — то, что они молятся по настроению, выпивают по праздникам, хиджаб для них – пережиток прошлого, соблюдение предписаний ислама – удел дедушек и бабушек.

Это крайность беспечности, и это направление можно в чем-то сравнить с другой сектой канувшей в лету – мугтазилитами, которые также искажали религию своими умозаключительными доводами. В этом плане мусульмане должны остерегаться крайностей чрезмерности и упущения. У нас многие проблемы из-за неохариджитов и неомугтазилитов.

Можно ли из этих двух крайностей выделить то, что является наименьшим злом? На самом деле, искать наименьшее зло в крайностях — бесперспективно, потому что мусульмане никогда это не приветствовали. Достаточно вспомнить хадис Пророка, мир ему и благословение Аллаха, когда он нарисовал одну линию на песке и сказал: «Это правильный путь», и вокруг начертил множество линий и сказал: «Это все ложные пути, к которым призывает Сатана». Пророк, мир ему, не сказал, что второй путь лучше, чем третий, левая крайность лучше, чем правая, и поэтому человек серьезно должен изучать свою религию, искать середину и постоянно придерживаться ее. Нужно искренне относиться к религии и старательно искать срединный Ислам, и эти две основы помогут человеку держаться золотой середины.

Порою впадение в крайность является следствием максимализма, присущего молодому поколению. Это такое бунтарское, мятежное поведение, протест всему обыденному. Такое поведение обычно проявляется в поступках и это свойственно не только мусульманам. В первую очередь, нежелание старших, уже взрослых поколений, понимать их, отвечать на их вопросы, удовлетворять их потребностям. В зависимости от того, насколько старшие поколения перестают понимать их, молодежь начинает слишком строго осуждать тех, кто с ними не соглашается.

Молодой человек подобен зеленому ростку, и он способен под воздействием разных ветров качаться влево и вправо, а представители старшего поколения подобны большому дереву, которое не будет так сильно качаться или на него не так будут влиять эти ветра, а под воздействием сильного дуновения они способны только ломаться. Потому взрослые не сразу идут на какие-то изменения в своей жизни, мировоззрении, поступках и поведении.

Молодым мусульманам нужно понимать, что для таких слоев общества должны быть послабления и нельзя от них требовать резких перемен. Ведь Аллах тоже был мягок к людям, к старым и молодым, и ниспосылал Коран на протяжении нескольких лет: 13 лет в Мекке и 10 лет в Медине, постепенно вносил коррективы и давал человеку возможность морально созреть и дорасти до понимания приказов и запретов в исламе, давал время научиться следованию заповедям. Также Пророк, мир ему, говорил: «Любое дело, в котором будет присутствовать мягкость, станет красивым. И любое дело, в котором присутствует жесткость, станет отпугивающим». Нашим молодым мусульманам нужно остерегаться грубости в призыве, импульсивности и поспешности.

У нас есть главный и постоянный приоритет, никогда не теряющий своей важности – изучать свою религию, потому что основные проблемы людей происходят от невежества, проблемы мусульман от незнания своей религии. Вторая обязанность — следовать этим знаниям, а не становиться подобным Сатане и его соратникам, у которых есть знания, но их страсти, гордыня и высокомерие не дают им возможности последовать этим знаниям.

Нужно быть тем, кто терпит трудности и невзгоды на этом пути, проявляя искренность и постоянство и готовность прощать ради Аллаха своих оппонентов. Ведь пророк, мир ему и благословение Аллаха, и его сподвижники именно таким образом поступали. Для разных ситуаций бывают разные решения, и всегда нужно обращаться за советом к более знающим мусульманам. Как сказал Всевышний Аллах: «Спрашивайте людей поминания, если вы сами не знаете».

 

Читайте также: