Ночь перенесения и вознесения Пророка

Наступил месяц Раджаб. Многие мусульмане с интересом смотрят в мусульманские календари, ища там знаменательные события, случившиеся в этот месяц. Среди прочих важных исторических событий месяца Раджаб, в календарях упоминается ночь «Исра’ уа  Ми’радж» – перенесение пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, из Мекки в Иерусалим и вознесение на небеса. Что же говорится об этом в Священном Коране и достоверной Сунне?

В Коране Всевышний Аллах сказал: «Пречист Тот, Кто перенес ночью Своего раба, чтобы показать ему некоторые из Наших знаме­ний, из Заповедной мечети в мечеть аль-Акса, окрестностям которой Мы даровали благослове­ние. Воистину, Он — Слышащий, Видящий» (Сура «Аль-Исра’», 1).

Что касается Сунны, то о ночном перенесении Пророка известен достоверный хадис, который приводится в самых авторитетных сборниках хадисов – «Сахих аль-Бухари» и «Сахих Муслим». Из него мы узнаем, как Пророк  (мир ему и благословение Аллаха) был сперва перенесен в Иерусалим, а затем вознесен на небеса, где увидел не только ангелов, но и нескольких пророков, после чего поднялся до самого предела всего сотворенного мира и получил от Всевышнего повеление совершать ежедневно пять намазов. Когда Пророк рассказал о своем путешествии, мало кто из людей сразу же поверил ему, столь необычным показался им его рассказ. И только наиболее стойкие в вере сподвижники тут же уверовали в рассказанное, и первым среди них был Абу Бакр, за что снискал прозвище ас-Сыддик – самый твердый в своей вере. С тех пор сообщения о ночном перенесении Пророка (мир ему и благословение Аллаха) стали передаваться из одного поколения в другое, а вера в рассказ Пророка стала обязательным элементом мусульманского вероучения. Более подробно об истории перенесения и вознесения Пророка – на стр. 4.

 

Чудо как доказательство пророческой миссии Мухаммада

Период после десятого года от начала пророчества до переселения в Медину был отмечен преследованиями и гонениями — как на самого Пророка, так и на его сподвижников. Мекканское общество раскололось на два лагеря: большая часть жителей Мекки была враждебно настроена по отношению к последователям нового учения, однако было в городе немало и тех, кто сочувствовал мусульманам, но не решался перейти на их сторону, терзаясь сомнениями. В этот период произошло одно из важнейших событий в ранней истории ислама, ставшее очередным доказательством миссии Мухаммада и предвестием нового этапа в жизни мусульман. Накануне первой присяги Акабы Пророк Мухаммад был перенесён из Мекки в священный город Иерусалим (Эль-Кудс) — обитель пророков из числа потомков Исхака, сына Ибрахима.

Согласно традиции, в Иерусалиме Мухаммад вошёл в мечеть Аль-Акса, воздвигнутую пророками Исхаком и его сыном Якубом (библ. Иаков) спустя сорок лет после постройки Каабы. Вместе с другими пророками он совершил молитву, которой ему было позволено руководить. Данное событие указывало на связь учения Мухаммада с посланиями израильских пророков. Он завершил цепочку пророчеств и принёс людям последнее откровение, обращённое ко всему человечеству и призванное установить на земле мир и справедливость.

Той же ночью Пророк Мухаммад был вознесён из Иерусалима на небеса, где разговаривал с Всевышним Аллахом, а потом он был возвращён в Мекку. В эту ночь верующим были вменены в обязанность пять ежедневных намазов. Наутро он поведал своим соплеменникам о показанных ему знамениях, но они в очередной раз обвинили его во лжи. И только истинно верующие не усомнились в его правдивости. Когда язычники пришли к Абу Бакру, чтобы поколебать его отношение к Пророку рассказом о невероятном путешествии, тот ни на мгновение не усомнился в его истинности.

В подтверждение своих слов Мухаммад описал курейшитам мечеть Аль-Акса и город Иерусалим, в котором он прежде никогда не был. Он рассказал им о караване, который приближался к Мекке, и о том, как выглядел шедший во главе каравана верблюд. Купцы, бывавшие в Иерусалиме, подтвердили правдивость его рассказа, а караван, прибывший в город через несколько дней, выглядел точно так, как его описал Мухаммад.

Вознесение на небеса имело большое значение для укрепления духа Пророка. Незадолго до этого он потерял своего дядю Абу Талиба, который так и не обратился в ислам, несмотря на всяческие старания Мухаммада. Кончина любимой жены Хадиджы, которая неизменно поддерживала Пророка с первых дней его миссии, тоже стала для него тяжёлым ударом. Безуспешная попытка призвать к исламу старейшин Таифа и жестокое обращение с ним его жителей, по собственному признанию Пророка, явились для него самым тяжёлым испытанием. Именно в этот период Мухаммаду было позволено встать впереди всех пророков и ему были показаны удивительные знамения на небесах, которые избавили его от душевных переживаний и придали ему уверенности в правоте своего дела.

Однако вознесение на небеса могло показаться невероятным даже некоторым из его малочисленных последователей, и поэтому Аллах предварил его путешествием в Иерусалим и позволил караванщикам свидетельствовать в поддержку этого величайшего чуда. Подтверждение ими правдивости рассказа Пророка укрепило веру его сподвижников и избавило от сомнений тех, кто колебался в принятии ислама. Что же касается знатных курейшитов, то их враждебность к Пророку от этого только усилилась.

 

История перенесения, в которую мы верим

Сообщается со слов Малика бин Са‘са‘а (да будет доволен Аллах ими обоими) что пророк (мир ему и благословение Аллаха) рассказал ему о ночном путешествии следующее:

«Когда я лежал на земле в пределах аль-Хатима (около Каабы), ангел Джибрил неожиданно явился ко мне, разрезал мне тело от сих пределов до сих (от верхней части груди между двумя ключицами до низа живота) и извлёк моё сердце.

После этого мне принесли золотой таз, наполненный верой, потом моё сердце омыли водой (Зам-зам), потом наполнили его верой, а потом вернули на прежнее место.

После этого ко мне подвели животное (аль-Бурак) белого цвета меньше мула, но больше осла, способное одним шагом покрыть самое большое расстояние, которое оно только могло охватить взором.

Потом меня посадили на это животное, и Джибрил двинулся со мной в путь, а когда он достиг низшего неба и попросил открыть врата, его спросили: “Кто это?” Он сказал: “Джибрил”. Его спросили: “А кто с тобой?” Он ответил: “Мухаммад”, – и тогда было сказано: “Добро пожаловать ему, сколь прекрасен его приход!” Потом ворота были открыты.

Когда я достиг низшего неба, то увидел там Адама. Джибрил сказал: “Это — твой отец Адам, поприветствуй же его!” Я поприветствовал его, и он ответил на приветствие, после чего сказал: “Добро пожаловать праведному сыну и праведному пророку!”

Далее Пророк встретил на разных небесах Йахйу и ‘Ису, Йусуфа, Идриса, Харуна и Мусу, а на самом верхнем небе – Ибрахима.

«А затем я был вознесён к лотосу крайнего предела (сидрат aль-мунтаха – граница всего сотворенного мира), и оказалось, что плоды его по размерам подобны кувшинам, а его листья — слоновьим ушам».

Когда Пророк хотел пойти дальше, ангел Джибриль отказался и сказал, что никто из творений не проходил туда. Там Пророк (мир ему и благословение Аллаха) остался один. После этого Аллах обратился к Пророку без посредников. Он велел ему совершать намазы, а именно – пятьдесят молитв ежедневно.

«Возвращаясь, я прошёл мимо Мусы, и он спросил: “Что было велено тебе?” Я ответил: “Мне было велено совершать по пятьдесят молитв ежедневно”. Муса сказал: “Члены твоей общины не смогут совершать по пятьдесят молитв каждый день! Клянусь Аллахом, я уже испытывал людей до тебя и старался сделать с ними всё, что мог, но напрасно! Возвращайся же к твоему Господу и проси его об облегчении для твоей общины!”

Я вернулся, и Аллах уменьшил это количество на десять молитв, после чего я вернулся к Мусе, и он сказал мне то же самое. Тогда я вернулся, и Аллах уменьшил оставшееся количество на десять молитв, после чего я вернулся к Мусе, и он сказал мне то же самое. Тогда я вернулся, и Аллах уменьшил оставшееся количество на десять молитв, после чего я вернулся к Мусе, и он сказал мне то же самое.

Тогда я вернулся, и мне было велено совершать (только) по пять молитв ежедневно. После этого я вернулся к Мусе, и он сказал: “Поистине, члены твоей общины не смогут совершать и по пять молитв каждый день!” Я сказал: “Я просил Господа моего так много, что мне уже стыдно просить о чём-то ещё! Я доволен, и я повинуюсь Ему!”» (хадис передают аль-Бухари, № 3886, 4710 и Муслим № 170).

 

Пояснения к хадису и полезные выводы из этой истории.

Хадис о ночном перенесении передаётся от огромного числа передатчиков: от Умара ибн Аль-Хаттаба, от Али, от Ибн Мас’уда, от Абу Зарра, от Малика ибн Са‘са‘а, от Абу Хурейры,  от Абу Са’ида, от Ибн Аббаса и многих других сподвижников. Некоторые из них привели историю полностью, некоторые – в сокращенном виде. Несмотря на то, что некоторые из версий пусть и не соответствует всем условиям достоверности, основная часть переданных сообщений – достоверны. Поэтому мусульмане единогласны по поводу достоверности события ночного перенесения пророка (мир ему и благословение Аллаха).

Не стоит забывать, что основа этой истории содержится и в Коране, в первых аятах из суры «Перенес ночью».

Ночное перенесение из Мекки в Иерусалим и вознесение пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) на небеса несёт в себе огромное количество полезных знаний и уроков, о которых упомянули многие учёные. Приведём некоторые из них:

1. Ночное перенесение из Мекки в Иерусалим и вознесение пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) на небеса было одним из чудес посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), доказывающих его пророческую миссию.

2. Согласно более правильному мнению, ночное перенесение из Мекки в Иерусалим и последующее вознесение произошли наяву, а не во сне. При этом Пророк  (мир ему и благословение Аллаха) был перенесен как душой, так и телом. Это подтверждают:

во-первых, тексты Корана и Сунны очевидно указывают на данное обстоятельство;

во-вторых, пророк (мир ему и благословение Аллаха) сел верхом на животное «Аль-Бурак» и переселился верхом на нём, и если бы переселение было бы только душой, то он не нуждался бы в верховом животном;

в-третьих, Всевышний Аллах назвал пророка рабом в аяте: «Пречист Тот, Кто перенес ночью Своего раба…». Он не сказал: «перенес душу Своего раба». Как известно, слово «раб» включает в себя и тело, и душу;

в-четвёртых, если это событие было бы всего лишь сном, то язычники-курайшиты не стали бы так упорно опровергать произошедшее;

3. Раскрытие груди, упоминаемое в самом начале истории, было подготовкой для Пророка перед важным событием.

4. Встреча пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) с другими пророками при вознесении на небеса, упомянутая в этом хадисе, указывает на то, что Ислам является религией всех пророков, и что их вероубеждение – одинаковое, несмотря на некоторые различия в обрядах поклонения.

5. Хадис учит этикету испрашивания разрешения при входе куда-либо.

6. Наилучшей и наивысшей степенью веры является степень, когда человек назван «раб Аллаха». Всевышний назвал своего Пророка словом «раб Аллаха»  в самых почетных случаях. Среди них – ночное перенесение, момент призыва людей к Исламу и т.д.

7. Учёные разошлись во мнениях по поводу даты перенесения из Мекки в Иерусалим. Одни упоминали пять разных мнений, другие – пятнадцать. По большинству версий, это событие произошло в месяц Раджаб, но точную дату установить невозможно.

8. Из предыдущего пункта можно сделать следующий вывод: мусульманам нельзя выделять ночь вознесения («ночь Ми’радж») для совершения особенных молитв, а также запрещается выделять этот день для соблюдения поста, ведь если бы в Шариате были указания на выделение дня и ночи Ми’радж, то не было бы такого большого разногласия. Как может быть предписано поклонение в ночь, о дате которой нет совершенно никакого довода в Шариате?

Как пишет мусульманский ученый Ибн Хаджар: «Возникает вопрос: выделял и праздновал ли пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники эту ночь вознесения? Если в ответ скажут: «Да», – то надо сказать: «Приведите ваше доказательство, если вы гово­рите правду». Если же в ответ скажут: «Нет», – то мы говорим им: «Лучший путь – путь пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха)».

12.  Хадисы о вознесении Пророка (мир ему и благословение Аллаха) являются одним из сотни доказательств, указывающих на то, что Всевышний Аллах возвышается над своими созданиями, так как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вознёсся на небеса вверх.

13.  Вознесение пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) на небеса, где Аллах обратился к нему без посредника, было своего рода утешением Пророку после всего того, что он пережил от язычников с момента начала пророческой миссии. Согласитесь, это великая честь для Пророка Мухаммада – быть вознесенным на небеса и получить веления от Аллаха без посредников.

14. Этот хадис указывает на особую значимость и важность намаза (ежедневной пятикратной молитвы) в религии Ислам, ведь Всевышний Аллах предписал его пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха) и его общине, выбрав для этого самое почетное место и время: когда он был вознесен на небеса и между ними не было никаких посредников. Все остальные повеления Аллаха передавались через ангела Джибриля, который спускался на землю и сообщал Пророку Мухаммаду слова Всевышнего.

15. Этот хадис учит мусульман принимать на веру то, о чем сообщается в Коране и в достоверных хадисах.

Примером для нас в этом должен быть Абу Бакр (да будет доволен им Аллах), получивший прозвище Ас-Сиддык – самый твердый в своей вере. Когда соплеменники Пророка Мухаммада отказались верить в вознесение на небеса, Абу Бакр сказал: «Если Мухаммад говорит, что вознесение состоялось, то я верю в это!».

16.  В комментарии к книге «Аль-акыда ат-Тахавийя» объясняется, в чем заключалась мудрость перенесения в Иерусалим, а не прямого вознесения из Мекки на небеса: «Перенесение в Иерусалим должно было подтвердить слова Посланника (мир ему и благословение Аллаха) о его вознесении на небеса. Когда курайшиты попросили его описать им Иерусалим, Пророк смог ответить им и рассказал все об Иерусалиме, а ведь раньше он никогда там не был, о чем знали все язычники. Курайшиты же бывали в Иерусалиме и знали этот город. Если бы Пророк был вознесен на небеса сразу же из Мекки, то он не смог бы описать Иерусалим. Это объясняется тем, что они не знали то, что в небесах, если бы Посланник сообщил им это, но они видели Иерусалим, – и он описал им его».

Таким образом, из всего вышесказанного мы можем увидеть, что событие «Аль-исра’ уа аль-ми’радж» (перенесение ночью из Мекки в Иерусалим и вознесение посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) на небеса) действительно произошли, и мы, мусульмане, обязаны верить в это, извлекая пользы и уроки из этой истории.

 

Вахитов М.