Ша’бан – подготовка к Рамадану

Уважаемые братья и сестры! На земле живет множество людей, и каждый из них занят своим ремеслом или делом. Но чем бы они ни занимались, будь то торговля, учеба или земледелие, наиболее успешных обязательно объединяет одно качество. Все они готовятся к ответственному делу заранее. Разве прилежный студент начинает читать книги и перелистывать конспекты накануне важного экзамена? Никогда! Он весь год будет стараться и готовиться заранее. А разве успешный торговец станет откладывать приобретение нужного товара и бросится все покупать только перед началом торговли? Нет. Также и земледелец, желающий получить хороший урожай, начинает готовиться, как только растает снег.

У мусульман, кроме какой-либо профессии или занятия, есть еще одно очень ответственное дело – это  поклонение Аллаху; и в нем мы должны стараться проявлять не меньшее, а то и большее усердие. Считанные дни отделяют нас от священного месяца Рамадан. К сожалению, как отмечают ученые, среди мусульман существует одна проблема. У всех она проявляется в разной степени, но, тем не менее, она есть. Это подготовка к Рамадану, а точнее – ее отсутствие. Все мы ожидаем начала священного месяца, но поклоняться начинаем, лишь когда Рамадан уже наступил. И вроде бы мы только начали проявлять усердие в поклонении, как месяц подошел к концу. И мы почему-то удивляемся: как быстро прошел этот месяц! А я опять не успел прочесть весь Коран, пропускал молитву Таравих… Вот на следующий год я обязательно буду стараться больше! Наверняка, у многих возникали подобные мысли. Конечно, все мы стараемся соблюдать пост, но ведь поклонение в Рамадан не сводится только к посту. И подобная ситуация повторяется из года в год. А причина в том, что мусульмане не чувствуют сладость Рамадана так, как это чувствовали сахабы. А ведь они начинали готовиться к священному месяцу за полгода!

Сейчас у нас есть возможность подготовиться к нему. Месяц Ша`бан назван благословенным. Это месяц подготовки к Рамадану. А как лучше приготовиться, чтобы месяц поста не прошел даром?

Во-первых, важно понять, что месяц Рамадан от начала и до конца – это месяц поклонения, а НЕ подготовки к поклонению. В Рамадан уже поздно приучать себя дополнительно молиться, читать Коран и т.п. Всему свое время. А для того, чтобы себя настраивать и приучать к этому, у нас есть месяц Ша`бан. Ученые объясняют, что у каждого вида поклонения есть начало и конец. Начало – для того, чтобы подготовиться, а конец – чтобы достойно завершить поклонение. Например, как мы выяснили, подготовкой к Рамадану служит месяц Ша`бан – это и есть начало, в месяц Шавваль мы понемногу отходим от поста – это окончание. В своем хадисе Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорит о месяце Ша`бан: «Люди забывают об этом месяце в промежутке между Раджабом и Рамаданом. В этом месяце деяния возносят к Господу миров, и мне хочется, чтобы мои деяния были вознесены, когда я соблюдаю пост» (ан-Насаи, 2357).

Итак, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сообщил нам, каким должно быть начало, подготовка к великому месяцу Рамадан. Если мы последуем его совету, то, ин ша Аллах, наше поклонение будет на высшем уровне.  Если же по каким-либо причинам не удастся воспользоваться предоставленной нам возможностью, то греха не будет.

Каким видам поклонения нам следует уделять особое внимание? В первую очередь, это, конечно же, пост. Аиша передала, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ни в один месяц не постился так много, как в месяц Ша`бан. А в этот месяц он постился полностью. Здесь речь идет о добровольном посте. Пост в месяц Рамадан, как известно, является обязательным, поэтому из хадиса нельзя понимать, что в этот месяц Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) постился меньше, чем в Ша`бан.

Согласно словам Айши, в Ша`бан Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) постился непрерывно, а в некоторых хадисах, где упоминается слово «полностью» объясняется, что большую часть Ша`бана Пророк  Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) соблюдал пост.

Абу Хурайра передает такой хадис: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) повелевает прекращать пост по прошествии половины месяца Ша`бан». Каким же образом сочетаются эти два хадиса? Ответ дают ученые, в первую очередь, передатчики хадиса. Если человек держит пост от начала месяца Ша`бан, не боится за свое здоровье и уверен, что без затруднений сможет поститься до конца Рамадана, то нет никаких причин запрещать ему поститься и после середины Ша`бана. Но если человек сомневается в своих силах и боится за здоровье, тогда он может либо поститься от начала Ша`бана и до его половины, либо не поститься вовсе. Но он не должен начинать держать пост, если до начала священного месяца осталось два-три дня. На это есть указание Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Пусть никто из вас не начинает поститься за день или за два дня до начала Рамадана, если только человек не соблюдает регулярный пост. В таком случае пусть он постится в этот день» (аль-Бухари, 1914, Муслим, 1082).

Сейчас солнце встает рано, а садится поздно. Непривыкшему человеку пост может даться очень тяжело. Ну, а есть среди нас такие, кто постился в течение года: по понедельникам и четвергам или три дня в середине каждого месяца. Таким людям, вероятно, не составит труда держать пост в течении Ша`бана.

Второй вид поклонения, на который следует обратить внимание – это чтение Корана. Передается, что сахабы брались за чтение Корана с наступлением месяца Ша`бан. А богатые среди них платили закят, не дожидаясь начала Рамадана. В то время многие мусульмане были бедными. Они не знали, где найти еды на сухур и на ифтар. Чтобы облегчить положение таких верующих, богатые и давали закят заранее.

Третий вид поклонения – зикр (поминание Всевышнего). Чтение Корана, мольба, салям друг другу – все это относится к поминанию Аллаха. Есть еще много дополнительных видов поминания. Например, слова, которые следует произносить перед сном или проснувшись, слова «субхана-Ллах», «аль-хамду ли-Ллях» и т. д.

Четвертое – кыям (ночная молитва). Лучшее время для этой молитвы – это последняя треть ночи. Она может состоять из двух, четырех, шести ракатов и более. И время ночной молитвы не выходит до наступления утреннего намаза. О достоинстве ночной молитвы сказано немало. Ученые говорят: «Читающий «кыям-уль-лейль» обязательно ощутит сладость веры».

Пятое – садака (пожертвование). Садака – это не обязательно деньги. Пожертвованием может быть и еда, и оказанная помощь, и даже добрый взгляд.

Таким образом, мы рассмотрели пять видов поклонения, на которых нужно заострить внимание в месяц Ша`бан. Братья и сестры, этот месяц уже наступил. Он пройдет быстро. Давайте постараемся использовать его с  наибольшей пользой и подготовимся к Рамадану лучшим образом. Пусть же Аллах поможет нам быть усердными в поклонении и простит наши недостатки и ошибки.

Фаиз-хазрат
Ижевская Соборная мечеть,
24 июля 2009 года

На ту же тему
Ислам в Удмуртии © 2017   · Ссылка обязательна!   ·

Наверх