Хадис: «Поистине, Аллах любит, когда вы выполняете свою работу добросовестно» – об отношениях работодателя и работника по Исламу

izbrannye_hadisyНаша религия Ислам предлагает практическое воплощение братства и равенства всех членов общества перед Всевышним. Однако  это не должно проявляться только в джамаат-намазе или в дни Священных праздников мусульман. Ислам требует от нас следования этому правилу всегда и везде, во всех своих взаимоотношениях между людьми. Справедливость занимает  главенствующее положение в исламской экономической модели, когда каждый получает в зависимости от своего вклада в общество,  и при этом отсутствует эксплуатация человека человеком. К сожалению, сегодня все чаще справедливое отношение со стороны  начальства к работнику и наоборот между мусульманами воспринимается как некое послабление.

 

Нужно сказать, что в Исламе прописаны правила, касающиеся отношений работодателя и работника. Например, работник имеет право на «справедливое» вознаграждение за свой вклад в производство, и, с точки зрения ислама, эксплуатация (то есть неоплачиваемый труд) работодателем своего работника является противозаконной.

Пророк (мир ему и благословение) объявил, что: «В День воскресения Я буду противником троим: человеку, пообещавшему Моим именем, а затем поступившему вероломно, и человеку, продавшему в рабство свободного и проевшему полученные за него деньги, и человеку, нанявшему работника, потребовавшему от него выполнения работы сполна, но не заплатившему ему» (Имам аль-Бухари).

Определим, что такое «справедливое» вознаграждение и что представляет собой «эксплуатация» в свете учения Корана и Сунны.

Теоретически можно было бы предположить, что «справедливое» вознаграждение должно быть равно стоимости вклада работника в производство. Однако ее размер сложно установить, и практически он не имел бы существенного значения при регулировании заработной платы. Тем не менее, есть ряд хадисов, из которых можно сделать вывод о качественном уровне «минимального» и «идеального» вознаграждения.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Работник (мужчина или женщина), по крайней мере, имеет право нормально питаться и одеваться и не быть обремененным трудом свыше того, что он (или она) может вынести» (Имам Малик). Из этого хадиса явно следует, что «минимальная» зарплата должна позволить работнику приобретать доброкачественную пищу в разумном количестве и одежду для себя и своей семьи и при этом не надрываться от тяжкого труда. Сподвижники Пророка считали это минимумом, необходимым для поддержания духовности мусульманского общества. И тут хочется привести аналогию с действующим сегодня минимальным размером оплаты труда (МРОТ) с одной лишь оговоркой, что во времена Пророка отсутствовала инфляция, да и МРОТ не разнился в зависимости от региона.

Сообщается, что третий халиф, Усман (да будет доволен им Аллах), сказал: «Не обременяйте вашу работницу, зарабатывающую себе на жизнь, непосильным трудом, потому что она может прибегнуть к аморальным способам заработка; и не обременяйте непосильным трудом вашего подчиненного мужского пола, ибо, если вы это сделаете, он может прибегнуть к воровству. Заботьтесь о своих работниках, и Бог позаботится о вас. И вы обязаны обеспечить их хорошей и дозволенной пищей» (Имам Малик).

Помимо выплаты минимальной или, что предпочтительнее, идеальной заработной платы, ислам требует, чтобы работников не заставляли трудиться сверх сил и в тяжелых условиях так, что это подрывало бы их здоровье и способность пользоваться доходом, или шло в ущерб их семейной жизни. Если работникам поручают выполнить непосильную для них задачу,  им следует предоставить помощь, достаточную для того, чтобы они справились с этой работой без серьезного напряжения.

Если внимательно изучить Коран, Сунну Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), то мы увидим, что необходимость оптимального режима работы, создание соответствующих условий труда, меры с целью предупреждения травматизма на производстве – все это находится в полном соответствии с духом исламского учения. Именно такое отношение ожидается от работодателя к работникам.

Но ислам, отстаивая справедливость, защищает и работодателя и накладывает на работника определенные моральные обязательства. Первое из этих обязательств – выполнять свою работу добросовестно и старательно, с максимальным уровнем отдачи.

Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Аллах сделал благодеяние обязательным для вас» (Имам Муслим).

«Поистине, Аллах любит, когда вы выполняете свою работу добросовестно» (Хафиз аль-Байхаки).

Вторая обязанность работника – быть честным и правдивым. Коран называет лучшим работником сильного и честного человека, а Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорит: Пророк (мир ему и благословение Аллаха) также сказал: «Придерживайтесь правдивости. Поистине, правдивость приводит к благочестию, и, поистине, благочестие приводит к Раю, и будет человек говорить правду, пока не будет записан у Аллаха как правдивейший» (Муслим, 2607).

Таким образом, ислам накладывает множество обязательств на работодателя, но и от работника требуется тщательное и добросовестное выполнение работы, а также честность и надежность.

Смысл этого – в обеспечении справедливых экономических отношений между работодателем и работником. Только такое гармоничное регулирование взаимной ответственности на основе сотрудничества и добросовестного выполнения своих обязательств в духе братства, справедливости и главенства моральных ценностей может дать надежду на искоренение конфликтов и трений в отношениях работодатель подчиненный и воцарение мира на производстве.

 

Предыдущая статья: Следующая статья:
На ту же тему
Ислам в Удмуртии © 2017   · Ссылка обязательна!   ·

Наверх